Педагогическая мастерская «Основные этапы и принципы построения работы по слуховой реабилитации после кохлеарной имплантации»
Этапы речевой реабилитации ЭтапыДлитель- ность Содержание Начальный этап3-12 недель -Настройка речевого процессора - развитие активного интереса к звукам и речи Основной этап6-18 недель Формирование всех мозговых механизмов анализа звуков и речи: 1.Умения различать и узнавать все звуки речи изолированно, в составе слогов, слов; 2. Развития слухового контроля собственной речи; 3. Формирование слухо-моторных координаций Языковой этап5 и более лет Накопление знаний: активный словарь, лексика, грамматика (морфология, синтаксис). Этап развития понимания связной речи и сложных текстов Бессроч- но Продолжение языкового этапа в активной самостоятельной и учебной жизни
Условия для своевременного прохождения начального этапа Наличие слухового опыта Наличие сопутствующих психических нарушений Наличие интенсивных занятий с сурдопедагогом и родителями
Этапы речевой реабилитации ЭтапыДлитель- ность Содержание Начальный этап3-12 недель -Настройка речевого процессора - развитие активного интереса к звукам и речи Основной этап6-18 недель Формирование всех мозговых механизмов анализа звуков и речи: 1.Умения различать и узнавать все звуки речи изолированно, в составе слогов, слов; 2. Развития слухового контроля собственной речи; 3. Формирование слухо-моторных координаций Языковой этап5 и более лет Накопление знаний: активный словарь, лексика, грамматика (морфология, синтаксис). Этап развития понимания связной речи и сложных текстов Бессроч- но Продолжение языкового этапа в активной самостоятельной и учебной жизни
Условия для своевременного прохождения основного этапа Раннее слухопротезирование имплантом Постоянное ношение импланта Постоянное нахождение в речевой среде Регулярные занятия с сурдопедагогом и родителями
Этапы речевой реабилитации ЭтапыДлитель- ность Содержание Начальный этап3-12 недель -Настройка речевого процессора - развитие активного интереса к звукам и речи Основной этап6-18 недель Формирование всех мозговых механизмов анализа звуков и речи: 1.Умения различать и узнавать все звуки речи изолированно, в составе слогов, слов; 2. Развития слухового контроля собственной речи; 3. Формирование слухо-моторных координаций Языковой этап5 и более лет Накопление знаний: активный словарь, лексика, грамматика (морфология, синтаксис). Этап развития понимания связной речи и сложных текстов Бессроч- но Продолжение языкового этапа в активной самостоятельной и учебной жизни
Особенности языкового этапа ОжиданияРеальность и условия Ребёнок будет 1.понимает речь 2. говорить 1.Способность узнавать звуки формируется в течение 6-18 месяцев 2.Возможности узнавать разные звуки разные 3. Наличие богатого словарного запаса 4.Знание правил изменения и соединения слов
Основные принципы тренировки слухового восприятия с КИ 1.От простого – к сложному. Обнаружить есть или нет звука Различать 2 звука Узнавание звуков в ситуации закрытого выбора Узнавание сигналов в ситуации открытого выбора
2. Правильный подбор уровня сложности заданий. 3. Перед каждым предъявлением звука необходимо привлечь внимание пациента к процессу слушания. 4. Ученик должен несколько раз услышать звук, чтобы успеть его запомнить и проанализировать. Поэтому педагог каждый звук должен повторить несколько раз в медленном темпе.
5. Ученик должен сам несколько раз произнести предъявляемый звук, внимательно прислушиваясь к его звучанию. 6. Занятие всегда должно заканчиваться заданием, которое ученик уже хорошо выполняет.
Парное сравнение и узнавание в закрытом выборе слов Стол – машинаДа - ботинки Рот – послушайПить – лестница зуб – расчёскаСтой – хорошо Где - тарелкаНет – до свидания
Узнавание слов с разным числом слогов при закрытом выборе Стол – привет - машина Да – садись - ботинки Рот – слушай - тарелка Пить – лампа - лестница зуб – можно - здравствуй Стой – чашка - хорошо Где – брюки – до свидания
Различение пар фонем 1. Гласный – гласный 2. Гласный – согласный гласный - глухой шипящий Гласный - глухой взрывной Гласный - звонкий взрывной Гласный - звонкий шипящий
Различение фонем при парном сравнении «гласный - согласный» А – шИ – П У – CО – К О – ЧА – Т Я - ЩУ- Д
Различение предложений разной длительности при парном сравнении и ситуации закрытого выбора Привет.Сегодня хорошая погода. Стой.Мы рады гостям. Ты ела?Закрой, пожалуйста, дверь. Кто там?Ты сегодня отлично занималась.