Выявление математических способностей
Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Плутарх
Выделяют 3 вида математических способностей: Логические: в заключаются в вычленении (из некоторого общего положения) и исследовании всех частных случаев, в создании экономной и непротиворечивой схемы решения задачи, в проведении доказательных рассуждений, использующих, в частности, прием доказательства «от противного», продвижение при решении задач «от конца к началу» и другие приемы. в заключаются в вычленении (из некоторого общего положения) и исследовании всех частных случаев, в создании экономной и непротиворечивой схемы решения задачи, в проведении доказательных рассуждений, использующих, в частности, прием доказательства «от противного», продвижение при решении задач «от конца к началу» и другие приемы.
Геометрические: способность извлекать необходимую информацию из заданной конфигурации путем ее анализа или дополнения, включая поиск идеи решения задачи с помощью рисунков, моделей фигур или мысленного представления; способность извлекать необходимую информацию из заданной конфигурации путем ее анализа или дополнения, включая поиск идеи решения задачи с помощью рисунков, моделей фигур или мысленного представления; способность к переводу на язык геометрии той или иной задачи и обращение к наглядным образам в процессе решения негеометрических задач. способность к переводу на язык геометрии той или иной задачи и обращение к наглядным образам в процессе решения негеометрических задач. Алгоритмические: способность применять известные алгоритмы и методы в конкретной ситуации; способность применять известные алгоритмы и методы в конкретной ситуации; способность свести задачу к выполнению конечной цепи более элементарных действий; способность свести задачу к выполнению конечной цепи более элементарных действий; способность довести до конца намеченный план решения, применяя аналитические методы, относящиеся к алгебре, тригонометрии, векторной алгебре или анализу. способность довести до конца намеченный план решения, применяя аналитические методы, относящиеся к алгебре, тригонометрии, векторной алгебре или анализу.
Российский психолог В.А. Крутецкий предлагает следующее определение математических способностей: «Специальные способности (математические) – это индивидуально психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обуславливающие при прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики»
В.А. Крутецкий установил, что для успешного выполнения математической деятельности необходимо: Иметь склонность к занятиям математикой, активно и положительно относится к ней до страстной увлеченности. Иметь такие характерологические черты, как трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость и устойчивые интеллектуальные чувства. Иметь во время деятельности благоприятные для ее выполнения психические состояния. Иметь определенный запас знаний, умений и навыков в данной области. Иметь определенные индивидуально-психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности.
Тест на выявление одаренности в той или иной области В.А.Крутецкого Тест на выявление одаренности в той или иной области В.А.Крутецкого Инструкция. Ответьте на вопросы теста: не нравится «-»; нравится «+»; очень нравится «+ +». Нравится ли Вам: 1. Решать логические задачи на сообразительность. 2. Много читать художественную литературу. 3. Петь, заниматься музыкой. 4. Заниматься спортом. 5. Работать в коллективе. 6. Изучать природу. 7. Заниматься хозяйственными делами. 8. Заниматься техникой. 9. Изучать иностранные языки. 10. Заниматься рисованием. 11. Играть в футбол, волейбол, баскетбол. 12. Руководить играми детей. 13. Ходить в лес, на поляне наблюдать животных, растения.
14. Ходить в магазины за продуктами. 15. Читать книги о технике, машинах. 16. Играть в игры с отгадыванием слов. 17. Сочинять истории, рассказы, стихи. 18. Соблюдать режим дня, делать зарядку. 19. Общаться с новыми незнакомыми людьми. 20. Ухаживать за домашними животными. 21. Убирать в квартире. 22. Конструировать модели самолетов, кораблей. 23. Интересоваться и изучать историю. 24. Заниматься художественным творчеством. 25. Интересоваться по книгам и телепередачам о спорте.
Обработка результатов. Сосчитать количество плюсов по вопросам. 1,8,15,22- математики и техника. 2,9,16,23- гуманитарная сфера. 3,10,17,24- художественная деятельность. 4,11,18,25- спорт. 5,12,19- коммуникативные интересы. 6, 13, 20- природа, естествознание. 37, 14,21- труд. Доминирование там, где больше плюсов.
Минутка релаксации с помощью Мандалы
Заряжена на удачу в бизнесе
Заряжена на общее исцеление организма
Заряжена на снятие головной боли
Психологические формулы для учителей Формула 1. Уверенность в себе. «Я человек смелый и уверенный в себе. Я всё смогу». Формула 2. Любовь к ученикам. «Я люблю своих учеников. Всегда радуюсь встречи с ними. Я всегда открыт к диалогу с моими учениками». Формула 3. Любовь к своей работе. «Я люблю свою работу, она доставляет мне наслаждение и наполняет мою жизнь большим смыслом». Формула 4. Спокойствие и стабильность. «Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе».
Формула 5. Уменьшение напряжения вовремя работы «На протяжении всего дня я сохраняю абсолютное самоуправление, абсолютное подчинение всех действий достижению наибольшего результата своей работы. Ни при каких обстоятельствах я не нервничаю и не раздражаюсь. Во всякой обстановке я сохраняю выдержку и самообладание. Я сдерживаю себя там, где не может сдержаться никто другой. И каждый при общении со мной чувствует силу. Я способен прилагать огромные усилия и сдерживать себя в самых волнующих обстоятельствах. Я чувствую себя способным предотвратить возникновение раздражения даже тогда, когда это сделать уже трудно. Я всё смогу». Формула 6. Перед сложным разговором. «Сейчас мне предстоит серьезный и важный разговор. Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию. Я сосредотачиваюсь, собираюсь с мыслями. Я готов к неожиданным вопросам и знаю, как на них ответить. Все свои сильные аргументы я отчётливо вижу и держу в голове. Я верю в свои силы и возможности. Я знаю. Я верю. Я все преодолею».