Гуманизм – духовная основа эпохи Возрождения 1.Определение гуманизма 2. Писатели – гуманисты 3.Гуманизм в общественной мысли
1. Определение гуманизма Гуманизм зародился в эпоху Возрождения С гуманистов началось осмысление античного наследия Гуманисты отыскивали, переписывали, изучали литературу, художественные памятники античности
Чтобы считаться гуманистом, нужно было: -заниматься «изучением человеческого» -Считать человека высшей ценностью -Заниматься науками -Любить искусство -Знать древние языки
Гуманисту нужно было: -Иметь свободное от работы время -Иметь досуг Поэтому гуманистов было всегда мало
Гуманистами считались разные люди: -Дворяне -Купцы -Представители духовенства -Богатые горожане -Люди умственного труда
Гуманисты могли быть людьми с разными философскими и политическими взглядами Их объединяла приверженность : -Образованию -Духовному самосовершенствованию -Облагораживание души изящными искусствами и литературой
Их знания должны были сформировать: -Свободный ум -Высокую нравственность Во Флоренции складывались кружки образованных людей, прозванных гуманистами
Термин гуманизм возник от названия круга наук, которыми занимались поэтически и художественно одаренные люди: «studia humanitatis» Это науки, которые изучали все человеческое в противоположность «studia divina» - то есть теологии, изучавшей все божественное
Особое внимание гуманисты уделяли изучению: -Философии -Истории -Риторики -Этики -педагогики Гуманистические ( то есть во благо человека) идеи были направлены против господства церкви над духом человека и культурой
Гуманисты эпохи Возрождения провозгласили новый идеал человека: -Всесторонне образованного -Гармонично развитого -Знающего искусство -Знающего науки
Гуманисты прославляли: -Земную жизнь -Человеческие радости -Воспевали красоту, разум, духовную свободу -Высмеивали невежество и жадность -Главным достоинством человека считали добродетель Гуманисты прославляли: -Земную жизнь -Человеческие радости -Воспевали красоту, разум, духовную свободу -Высмеивали невежество и жадность -Главным достоинством человека считали добродетель
Формой речи и гуманистической мысли становится диалог Диалог – свободный обмен мнениями
Художественными центрами Италии становятся: -Рим -Милан -Болонья -Венеция…
2. Писатели - гуманисты В начале 16 века развернулись острые столкновения гуманистов с церковной схоластикой, которую гуманисты высмеивали в сатирических произведениях Схола́стика (греч. σχολαστι κός учёный Scholia - школа) систематическая греч. средневековая философия средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов университетов
Эразм Роттердамский( ) Нидерландский писатель Прославился сатирическим произведением «Похвала глупости»: -Глупость с кафедры сама себе произносит похвалу -В современном обществе все становятся дураками среди дураков -Отстаивал достоинство человека, который сам должен избрать свой жизненный путь -Был противником войн
«Какая разница между стариком и ребенком, если не считать того, что первый изборожден морщинами и насчитывает больше дней от рождения? Те же белые волосы, беззубый рот, малый рост, пристрастие к молоку, косноязычие, болтливость, бестолковость, забывчивость, опрометчивость. Коротко говоря, они во всем подобны друг другу. Чем более стареют люди, тем ближе они к детям, и, наконец, словно настоящие младенцы, не испытывая отвращения к жизни, не сознавая смерти, уходят они из мира»
«Без меня никакое сообщество, никакая житейская связь не были бы приятными и прочными: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин -- раба,служанка -- госпожу, учитель -- ученика, друг -- друга, жена -- мужа, квартирант -- домохозяина, сожитель - - сожителя, товарищ -- товарища, ежели бы они взаимно не заблуждались, не прибегали к лести, не щадили чужих слабостей, не потчевали друг друга медом глупости»
Франсуа Рабле ( ) Французский писатель Написал роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»: -Изобразил представителей французского общества -Описал идеальное общество, где господствует свобода личности
Гаргантюа и его сын Пантагрюэль – мудрые и просвещенные государи Руководствуются в своей жизни идеями «разума и природы»
Роман: -прославлял жизнелюбие -Отвергал средневековый аскетизм -Отвергал ограничение духовной свободы -Отвергал ханжество и предрассудки -В фольклорных образах раскрыл пороки и страсти своего времени
3. Гуманизм в общественной жизни В 16 в. люди пытались понять, как и по каким законам развивается общество Макиавелли в трактате «Государь»показал образ реального, а не идеального правителя: -Хитрый -Лицемерный -Жестокий -беспринципный Никколо Макиавелли ( )
Государю «необходимо уметь управляться и с человеком, и со зверем», ибо «для того чтобы обойти капкан, нужно быть лисой, и львом – чтобы обойти капкан, нужно быть лисой, и львом – чтобы устрашить волков» Макиавелли не оправдывал этих качеств Он отражал реальность
При английском короле Генрихе 8 занимал должность лорда- канцлера Сочинил «Утопию»(место, которого нет) Томас Мор ( )
«Утопия»: «На Утопии есть 54 города; все они большие и великолепные. По языку, нравам, установлениям, законам они одинаковы; расположение тоже у всех одно, одинаков у них, насколько это дозволяет местность, и внешний вид. Утопийцы работают на всех, никто не имеет собственности. Общество обеспечивает каждому изобилие…и предоставляет ему досуг для свободного развития ума.Дисциплина… :установленные часы работы, совместное принятие пищи; каждый человек с охотой следует этому»
« Подлинная свобода состоит в том, чтобы иметь над собой полную власть» Призывал воспитывать в ребенке добро, любовь к науке Мишель Монтень( )
Задание: Параграф 4 Ответить на вопросы: -Что такое Возрождение -Что такое гуманизм -Каково отличие человека Возрождения от человека Средневековья -Почему в эпоху Возрождения усилился интерес к античной философии -Какие вопросы вы хотели бы задать гуманистам?