Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) Виталий Валентинович любил природу, умел замечать удивительное в самом простом и обыкновенном. Еще мальчишкой он.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал. А проснувшись, стал реветь, Это зверь - лесной…медведь. Речевая разминка.
Advertisements

Тестовая работа к рассказу И.С. Соколова - Микитова «Листопадничек» Вастьянова Лариса Леонидовна – учитель начальных классов МБОУ «Мамонтовская СОШ» Мамонтовского.
Презентация к уроку ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ Тема. В.БИАНКИ. «МУЗЫКАНТ» Автор: Корышева Галина Васильевна Место работы: МОУ СОШ 7 с. Пелагиада.
1 Листопадничек в жарких странах. Паршунин Василий ГБОУ города Москвы СОШ 72, 3 «В» класс Классный руководитель: Таюрская Елена Андреевна Презентация по.
Степанова Наталья Геннадьевна, Учитель начальных классов МОУ Рахмановская СОШ имени Е.Ф.Кошенкова Павлово-Посадского района, Московской области.
Жил-был гном. Он жил в грибе. У него было много друзей. И когда мальчики и девочки говорили: Гном помоги нам!, он сразу появлялся и всем помогал. Один.
Рассказы, которые я прочитал на зимних каникулах и теперь хочу рассказать их вам!
Хитрая Лиса В одном лесу жила Лиса. Она была очень хитрая. Плутовка всех обманывала: охотника, собаку, зайку, волка. Однажды захотела Лиса полакомиться.
ЛИСТОПАДНИЧЕК. И. С. Соколов - Микитов Под Калугой ; Под Калугой ; Приказчик, крестьянка; Приказчик, крестьянка; Смоленск; Смоленск; Матрос, санитар,
Иван Сергеевич Соколов-Микитов ( ). Замечательный писатель И.С.Соколов-Микитов прожил большую и богатую событиями жизнь. Детство его прошло в тихой.
На опушке большого леса была маленькая полянка. Обитатели этой полянки очень любили свой зеленый островок, который затерялся среди темного густого леса.
Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост» МОУ «Основная общеобразовательная школа с.Раевка Ивантеевского.
CКАЗКА-ИГРА « Кто в лесу самый,самый?» Урок-тренинг. Тема « Дикие животные». 2-4класс.
По теме «Текст»Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет.
Белая шубка Г.Скребицкий В ту зиму снег долго не выпадал. Реки и озёра давно льдом покрылись, а снега всё нет и нет. Зимний лес без снега казался хмурым,
Авторы: Буряк М.В., учитель начальных классов, ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Поляков Самарской области Карышева Е.Н., учитель начальных классов МБОУ «Сычёвская СОШ.
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Люби всё живое.
Т ЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ( УЗНАЙ НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ) Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он.
Д.Н.Мамин- Сибиряк « Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»
Антология стиха Стихи учеников 3 классов. ПОДРУЖКИ На полянке, на лужке, Да в красивом теремке, Жили-были три лягушки, Три веселые подружки. Днем гуляют,
Транксрипт:

Виталий Валентинович Бианки ( ) Виталий Валентинович любил природу, умел замечать удивительное в самом простом и обыкновенном. Еще мальчишкой он проводил свободное время в лесу, участвовал в охоте, пытался разгадать птичьи голоса и следы зверей. Он написал много сказок для детей о животных.

«Музыкант» Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику: - Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу. Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Но не нашёл даже и следа его. Устал старик и присел на пенёк отдохнуть. Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: "Дзенн!.." Немного погодя опять: "Дзенн!.." Старик удивился: "Кто же это в лесу на струне играет?" А из лесу опять "Дзенн!..", -- да так звонко, ласково. Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки. Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: "Дзенн!.." -- как струна пропела. Медведь наклонил голову и слушает. Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка! Замолк звук, -- медведь опять за своё: оттянул щепку, отпустил и слушает... Вечером знакомый колхозник ещё раз проходит мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: "Дзинн!" Колхозник спросил старика: - Ну что, убил медведя? - Нет, -- ответил старик. - Что ж так? - Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я? И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.

завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы; медвежатник – человек, который охотится на медведей; расщепленное – разбитое на щепки, колхозник – член коллективного хозяйства. О ком рассказ Виталия Бианки «Музыкант? Кто такой медвежатник? Что он услышал в лесу? Что он увидел на опушке? Кто играл на разбитом грозой дереве? Кого в рассказе можно назвать музыкантом?

Иван Сергеевич Соколов-Микитов Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету. Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам. С любовью он рассказывает о лесных обитателях лесов.

долговязый (очень высокий, худой и нескладный) плотина (перегородка на реке для поднятия уровня воды) запрудили (перегородили реку плотиной) настлано (настелено) хатка (название небольшого дома в Украине) зябнуть (испытывать чувство холода) робеть (пугаться, стесняться, бояться) ходко работают (работают быстро)

Осень, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка. Называют охотники осенних зайчат листопадничками.

Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливают журавли по зеленому болоту, как учатся летать долговязые журавлята. - Вот бы и мне так полетать, - сказал матери самый маленький зайчонок. - Не говори глупости! – строго ответила старая зайчиха. – Разве зайцам полагается летать?

Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлету в теплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зеленой родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли: - Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!

Улетели в далекие страны крикливые журавли. Залегли в теплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи. Стало еще скучнее в лесу. Заплакали листопаднички-зайчата: - Что-то будет с нами? Замерзнем зимой на болоте. - Не говорите глупости! – еще строже сказала зайчиха. – Разве замерзают зайцы зимой? Скоро вырастет на вас густая, теплая шерстка. Выпадет снег, будет нам в снегу тепло и уютно.

Успокоились зайчата. Только один, самый маленький листопадничек-зайчонок никому покоя не дает. - Оставайтесь здесь, - сказал он своим братьям. – А я один побегу за журавлями в теплые страны.

Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадет дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине. - Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья? – спрашивает Листопадничек бобров. Листопадничек. Сказка.- Мы для того валим деревья, говорит старый Бобр, - чтобы заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобряток. - А тепло в вашей хатке зимой? - Очень тепло, - отвечает седой Бобр. - Пожалуйста, возьмите меня в вашу хатку, - просит маленький зайчонок. Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят: - Взять тебя можно. Наши бобрятки будут рады. Только умеешь ли ты плавать и нырять? - Нет, зайцы плавать не умеют. Но я скоро у вас научусь, буду хорошо плавать и нырять. - Ладно, - говорит Бобр, - вот наша новая хатка. Она почти готова, осталось только крышу доделать. Прыгай прямо в хатку.

Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм бобряток – мягкие ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке на сене сладко-сладко спят пушистые бобрятки.

Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко прилепывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры. Поставили бобры крышу, стало в хатке темно. Вспомнил Листопадничек свое светлое гнездо, старую мать-зайчиху и маленьких братьев. "Убегу-ка в лес, - думает Листопадничек. – Здесь темно, сыро, можно замерзнуть". Скоро вернулись бобры в свою хатку. Отряхнулись внизу, обсушились.

- Ну как, - говорят, - как ты себя чувствуешь, зайчонок? - У вас все очень хорошо, - говорит Листопадничек. – Но мне нельзя долго здесь оставаться. Мне пора в лес. - Что делать, - говорит Бобр, - если нужно, ступай. Выход из нашей хатки теперь один – под водою. Если научился хорошо плавать и нырять – пожалуйста. Сунул Листопадничек лапку в холодную воду: - Бррр! Ах, какая холодная вода! Уж лучше, пожалуй, у вас на всю зиму останусь, я не хочу в воду. - Ладно, оставайся, - говорит Бобр. – Мы очень рады. Будешь у наших бобряток нянькой, будешь им корм приносить из кладовой. А мы пойдем на реку работать, деревья валить. Мы звери трудолюбивые.

Остался Листопадничек в бобровой хатке. Проснулись бобрятки, пищат, проголодались. Целую охапку ивовых мягких веток притащил для них из кладовой Листопадничек. Очень обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки – быстро-быстро. Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят. Намучился Листопадничек, таская из кладовой тяжелые ветки. Поздно вернулись бобры, стали прибирать свою хатку. Любят бобры чистоту и порядок. - А теперь, - сказали они зайчонку, - пожалуйста, садись с нами кушать. - Где у вас репка лежит? – спрашивает Листопадничек. - Нет у нас репки, - отвечают бобры. – Бобры ивовую и осиновую кору кушают. Отведал зайчонок бобрового кушанья. Горькой показалась ему твердая ивовая кора. "Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!" - подумал листопадничек- зайчонок.

На другой день, когда ушли бобры на работу, запищали бобрята – есть просят. Побежал Листопадничек в кладовую, а там у норы незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большущая рыбина. Испугался Листопадничек страшного зверя, стал из всех сил колотить лапками в стену, звать старых бобров. Услыхали бобры шум, мигом явились. Выгнал старый Бобр из норы незваного гостя. - Это разбойница выдра, - сказал Бобр, - она нам делает много зла, портит и разоряет наши плотины. Только ты не робей, зайчонок: выдра теперь не скоро покажется в нашей хатке. Я ей хороших тумаков надавал. Выгнал Бобр выдру, а сам – в воду. И опять остался Листопадничек с бобрятами в сырой темной хатке.

Много раз слышал он, как подходила к хатке, принюхиваясь, хитрая лисица, как бродила возле хатки злая рысь. Жадная росомаха пробовала ломать хатку. За долгую зиму большого страху натерпелся листопадничек-зайчонок. Часто вспоминал он свое теплое гнездо, старую мать- зайчиху.

Раз случилось на лесной речке большая беда. Ранней весною прорвала вода построенную бобрами большую плотину. Стало заливать хатку. - Вставайте! Вставайте! – закричал старый Бобр. – Это выдра испортила нашу плотину. Бросились вниз бобрята – бултых в воду! А вода все выше и выше. Подмочила зайчонку хвостик. - Плыви, зайчонок! – говорит старый Бобр. – Плыви, спасайся, а то пропадешь! У Листопадничка со страху хвостик дрожит. Очень боялся холодной воды робкий зайчонок. - Ну что с тобой делать? – сказал старый Бобр. – Садись на мой хвост да держись крепче. Я научу тебя плавать и нырять. Уселся зайчонок на широкий бобровый хвост, крепко лапками держится. Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул, - не удержался, как пуля вылетел Листопадничек из воды. Волей- неволей пришлось к берегу плыть самому.

Вышел на берег, фыркнул, встряхнулся и – со всех ног на родное болото.

А старая зайчиха с зайчатами спала в своем гнезде. Обрадовался Листопадничек, прижался к матери. Не узнала зайчиха своего зайчонка: - Ай, ай, кто это? - Это я, - сказал Листопадничек. – Я из воды. Мне холодно, я очень озяб. Обнюхала, облизала Листопадничка зайчиха, положила спать в теплое гнездо. Крепко- крепко заснул возле матери в родном гнезде Листопадничек. Утром собрались слушать Листопадничка зайцы со всего болота. Рассказал он братьям и сестрам, как бегал за журавлями в теплые страны, как жил у бобров, как научил его старый Бобр плавать и нырять. С тех пор по всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

Понравилось ли вам произведение? Чем? Назовите основных героев произведения. (Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли) Какая мечта была у маленького зайчика? Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался? Каких страхов натерпелся листопадничек? С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки? Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой? Почему зайчонок остался у бобров? Расскажите как зайчонок попал на болото. Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке?