Толерантность Формирование толерантной среды в общеобразовательной школе
Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу
Толерантность – слово заимствованное, а поэтому мало понятное. Ближайшие синонимы:
Шарль Талейран французский политический и государственный деятель, дипломат, министр иностранных дел в Один из самых выдающихся дипломатов, мастер тонкой дипломатической интриги.
Сотрудничество, дух партнерства. Готовность мирится с чужим мнением. Уважение человеческого достоинства. Уважение прав других. Принятие другого таким, какой он есть. Способность поставить себя на место другого. Определения толерантности: Уважение права быть иным. Признание многообразия. Признание равенства других. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
Критерии толерантности: 1. Равноправие (равный доступ к социальным благам,к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой- либо другой группе)
2. Взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, и др.); 3. Равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
4. Сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств; 5. Охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
6. Возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе; 7. Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества; 8. Сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.
При целенаправленном формировании толерантности воспитательная деятельность строится по следующим направлениям : познание и принятие себя ( толерантность к себе ) познание, принятие себя как субъекта семейной культуры, изучение семейной самобытности, обучение основам толерантного общения в семье определение и принятие культуры малой родины, своего этноса, осмысление себя полноправным участником этой культуры формирование толерантности к своему народу (только уважающий свою культуру будет уважать культуру другого) понимание мультикультурного пространства России и формирование толерантности к представителям народов и народностей России постижение идей культуры мира и определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве.
Проявление интолерантности! 1. оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения; 2. игнорирование (отказ в беседе, в признании); 3. негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик); 4. этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
5. поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу); 6. преследования, запугивания, угрозы;
расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие); ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков"); национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав); фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор); 7.расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие); 8. ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков"); 9. национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав); 10. фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
11.эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств); 12. осквернение религиозных или культурных символов; 13. религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов); 14. изгнание (официальное или насильственное);
1.Что ж такое толерантность? Может к бабушке любовь? 2.А быть может это то, что маме Я на день рождения принес? 3.Понял я, что это – уважение К мнению не только своему. 4.Видеть боль чужую Я, по-моему, уже могу. 5.Дам монетку нищему, Пожилому помогу. 6.Товарища в беде не брошу, Злобу в класс я не пущу. 7.Если ты к друзьям терпим, Выслушать любого можешь. 8.Если нужно, то готов Ты всегда прийти на помощь. 9.Веришь в чудо, доброту. Взрослых уважаешь, 10.Маме с папой не грубишь, Младших ты не обижаешь. 11.Значит, не зря все говорят, Что ты толерантен. 12.Оставайся им всегда и Будь еще галантен. 13.Что такое толерантность? Доброта, любовь и смех. 14.Что такое толерантность? Счастье, дружба и успех. 15.Если каждый друг к другу будет терпим, То вместе мы сделаем толерантным наш мир
Разминка «Комплименты». Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. (Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику тренинга).
Упражнение «Чем мы похожи» Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников, на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу. Упражнение: «Эмблема толерантности». Материалы: бумага, фломастеры, ножницы, скотч. Определить задачу: участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, национальных флагах.
Упражнение «Лукошко» Материалы: Кататимные предметы (лукошко, мешочек или пакет с мелкими предметами, игрушками из «киндер - сюрпризов», значками). Количество предметов должно превышать количество участников группы. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Ведущий определяет задачу: каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру». Подвести итоги и дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности Упражнение «Мой портрет глазами группы» На доске листочки, с обратной стороны которых написаны фамилии учащихся. Каждый ученик по очереди выходит вперед, берёт листок и, не называя фамилии, характеризует ученика. Рассказывает о своих впечатлениях от этого человека.
Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО говорил: Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам жизни общества стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мэрам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов.
Спасибо за внимание!