«Обучать надо не всех, а каждого»
Личностно-ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.Оно базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.
Принцип природосообразности Принцип культуросообразности Принцип индивидуально-личностного подхода Образного восприятия Творческого мышления Эмоционально-личностного отношения к учению Принципы личностно- ориентированного обучения – Личностно-ориентированное обучение способствует развитию
Цель проведенеия методической недели : стимулирование педагогического коллектива к использованию личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся. Задачи: - совершенствование педагогического и методического мастерства педагогов - развитие навыков планирования, анализа, самоанализа педагогами своей деятельности с позиции ЛОО. - рациональное использование возможностей кабинета с позиций ЛОО. - выявить опыт работы педагогов, заслуживающий обобщения и распространения. - сформулировать рекомендации для коррекции деятельности учителя-предметника в условиях ЛО обучения и воспитания.
План проведения методической недели по теме «Личностно-ориентированный урок». ДатаМероприятияОтветственные Теоретический семинар «Личносто- ориентированное обучение» Шашкова М.Г Панорама открытых уроковРуководители ШМО; Учителя- предметники Методическая выставка по теме «Личностно-ориентированный урок». Библиотекарь Шашкова М.Г Практико-методическая конференцияШашкова М.Г. Руководители ШМО; Учителя- предметники
«Обучать надо не всех, а каждого»
Профессиональная роль педагога в личностно-ориентированной школе Предметник Психолог Организатор Создатель разносторонней образовательной среды Координатор учебной деятельности
Равноправный диалог. Учитель уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Учитель - раскрывает содержание индивидуально го опыта учеников, согласовывает его с задаваемым, переводит в социально значимое содержание. Учитель и ученик - равноправные партнеры, носители разнородного, но значимого опыта. Первая позиция – опора на субъективный опыт
Учитель предоставляет возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом.. При подборе дидактического материала учитывается объективная сложность и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом Вторая позиция – знания психофизических особенностей
Учитель проектирует все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учениками с учетом их оптимального личностного взаимодействия.. Учитель- координатор, организатор самостоятельной работы класса, гибко распределяет детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях, создания максимально благоприятных условий для их проявления. Третья позиция –роль равноправных партнеров
Цель личностно-ориентированного обучения создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников для проявления познавательной активности учеников.
Традиционный урокЛичностно ориентированный урок 1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков 1, Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта 2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий 3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала 4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком 5. Планирует и направляет детскую деятельность 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность 6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки 7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение 8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения Средства достижения цели
ОсобенностиЛичностно-ориентированный урок 1ЦельРазвитие личности 2Интегральная характеристика«Школа развития» 3 Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - субъектный 4Девиз педагога«Не навреди» 5 Характер и стиль взаимодействия Демократичность диалогичность, открытость, рефлексивность 6Формы организации Групповые, коллективные 7Формы обучения Проблемные: проблемного изложения частично-поисковый, эвристический исследовательский 8Ведущий принцип«выращивания» 9 Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Продуктивный, Творческий, Проблемный 10«Формула обучения»Проблемная деятельность - рефлексия - знания 11Способы усвоенияПоисковая мыслительная деятельность, рефлексия 12Функции учителя Организатор сотрудничества, Консультант, Управляющий поисковой работой учащихся, консультант 13Позиция ученика Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности
Личностно ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Актуализация Мотивация и целеполагание Изучение нового материала Отработка умений и навыков Подведение итогов урока Особенности личностно ориентированного урока:
на личностно ориентированном уроке актуализируются не знания, полученные на других уроках, а жизненный опыт учащихся (субъектный опыт учеников) – он предмет анализа, а знания, полученные на уроке, обогатят опыт учащихся Актуализация
при личностно ориентированном подходе учитель должен постараться создать условия для самомотивации школьниками собственной деятельности и самоцелеполагания Мотивация и целеполагание
на личностно ориентированном уроке учитель создает условия для усвоения образовательного стандарта, учитывая индивидуальные особенности учеников, а для развития познавательной активности оставляет «белые пятна» - по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят (ситуация выбора!) Изучение нового материала
чтобы развивать мыслительные операции у учеников, нужны индивидуальные задания: заданий таких должно быть очень много, чтобы каждый ученик смог выбрать задание по душе, исходя из своих особенностей. На этом этапе урока очень важно создать ситуацию успеха! Отработка умений и навыков
на личностно ориентированном уроке – двойной результат: объективный – отметки субъективный – рефлексия (осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов) Подведение итогов урока
личностно ориентированный урок использование субъектного опыта учащихся самостоятельное целеполагание ситуация выбора на всех этапах, где только возможно большой дидактический материал рефлексия ситуация успеха знание индивидуальных особенностей учеников класса
Класс – это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое «я» Мы всегда должны об этом помнить – только тогда мы сможем помочь нашим ученикам стать успешными!
Спасибо за внимание! Желаем Вам творческих успехов!