Подготовка образовательной программы Уроки второго этапа Задачи третьего этапа проекта
Соответствие ТЗ … ООП построены в дисциплинарно - академической логике, соответствующей сфере научного знания, а не профессиональной деятельности Не реализуется технология модульно - компетентностной организации программы Компетенции заявляет разработчик
Соответствие ТЗ Программы не ориентированы на результаты Выбор и индивидуальные траектории Магистерские программы не ориентированы на виды профессиональной деятельности – проектно - конструкторскую, проектно - технологическую, научно - исследовательскую, организационно - управленческую, научно - педагогическую.
Обеспечение результатов … Показатель практико - ориентированности Контрольно - измерительные материалы Переподготовка или повышение квалификации Образовательные результаты : промежуточные и конечные Практически отсутствует система компетентностно - ориентированных заданий
Устройство программ Модульно - компетентностная организация программ Ресурсы программы Обучение взрослых – опора на опыт деятельности Цели и организация выпускных квалификационных работ
Компетенции … Формулируются как набор знаний и умений Подменяются указанием на сферу деятельности Задаются в неконкретном виде с оценочной характеристикой Не проверяются в деятельности Модуль не предполагает формирования компетенций
Магистерские программы Есть отдельные фрагменты ООП, но нет описания магистерской программы в соответствии с существующими нормами ( аннотация - цель – виды профессиональной деятельности – задачи профессиональной деятельности - планируемые образовательные результаты в компетентностном формате и т. д.).
Магистерские … программы слабо согласованы с ФГОС, хотя эта норма зафиксирована в Технических заданиях. не учитываются общие компетенции, обозначенные во ФГОС как планируемые образовательные результаты, другие требования обязательной части стандартов Дублируются профессиональные компетенции вариативной и обязательной составляющих ФГОС и т. д.
Программы ДПО. В качестве общего формата таких программ целесообразно взять регламенты Общероссийского банка действующих программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, формируемого Минобрнауки РФ [1]. [1] [1] Инструктивное письмо Минобрнауки РФ от « Рекомендации по формированию программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для опережающего обучения работников »; Инструктивное письмо Минобрнауки РФ ИК -123/03 от « О функционировании общероссийского банка текстов и аннотаций программ опережающего профессионального обучения ». [1]
Грамотная формулировка образовательного результата должна исчерпывающим образом описывать : содержание деятельности, объект ( множество объектов ) деятельности, условия деятельности и содержать указание на ситуацию, в которой разворачивается деятельность ( реальное производство \ модельная ситуация
Запрос проектной компании … требования к профессиональным компетенциям слушателей анализируются через призму уже существующих в вузах курсов профессиональной подготовки проектируются, исходя из опыта разработки аналогичных программ, активно используются уже имеющиеся разработки курсов и модулей. теряется принципиальная индивидуальность подхода к разработке образовательных программ, которая заключается в максимальном учете практических потребностей проектных компаний к подготовке кадров для профессиональной деятельности.
Запрос проектной компании … Курсы, дисциплины, учебные деятельности Учебные планы Содержание обучения Способы контроля Участие в учебном процессе
Рекомендации … Образовательная программа должна быть скорректирована с учетом нормативных требований Министерства образования и науки РФ к программам переподготовки кадров [1]. [1] Необходимо описать образовательную программу в целом на уровне конечных результатов ( с ориентацией на требования работодателей ), представляющих собой специальные компетенции ; критериев и процедуры их оценки ; обоснования структуры программы и назначения ее составляющих, а также демонстрации возможных траекторий обучения ; указания на принципиальные технологии обучения. [1] Приказ Министерства образования Российской Федерации N 2571 от « Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов » [1]
Рекомендации пересмотреть программу с точки зрения компоновки модулей : обеспечение четкого соответствия модуля и специальной компетенции ( группы специальных компетенций ), использование междисциплинарного подхода в формировании содержания модулей и организации его освоения ; включения практик в состав соответствующих учебных модулей.
Рекомендации дополнить инвариантное содержание модулей вариативными конструктами, ориентированными на специфические условия проявления специальной компетенции, - производственные технологии, материалы и оборудование на конкретных производствах ; предусмотреть иные способы уточнения запроса потенциальных работодателей конкретных обучающихся.
Рекомендации Дополнить УМК контрольно - измерительными материалами, как минимум, для оценивания конечных результатов. Построить итоговые контрольные процедуры по завершению модуля на основе оценки результата \ продукта, позволяющего обучающемуся продемонстрировать сформированность специальной компетенции в целом.
Рекомендации Переконструировать Программу, организовав ее как набор модулей – дидактических единиц, освоение которых обеспечивает получение группы заявленных результатов. В такой постановке дисциплины теряют свою определяющую роль и выступают как информационное средство для получения образовательного результата в виде усвоенных деятельностей – профессиональных или общих.
Рекомендации Программа должна формировать общие компетенции, заявленные ФГОС Необходимо представить используемые образовательные технологии Привести аргументы для проведения корректировки программы по результатам апробации