ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (Методические рекомендации) Составила: методист МБОУ ДОД «ЦДТ» Амирова А.Ж. С. Александров – Гай 2012
Требования к составлению и написанию программ O Актуальность – потребность общества и детей данного возраста и категории в решении задач, которым посвящена программа, и предпосылки в решении этих задач. O Преемственность – это требование к программе учитывать то, что делалось в школе; прееемственность как качество программы свидетельствует о том, что она создается не на пустом месте, а исходя из предшествующего опыта деятельности творческого объединения.
O Целостность – свойство программы объединять в единую систему все действия: от выдвижения целей до описания предполагаемого результата деятельности творческого объединения: целостность программы – это ее логичность. O Прогностичность – требование к программе работать на перспективу, отражать в своих целях и планируемых действиях не только то, что существует сегодня, но и предполагаемые изменения, новые требования к работе творческого объединения. O Оригинальность – качество программы, отражающее специфику определенного направления, форм и методов его деятельности, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.
Структура ДОП O Титульный лист O Цели и задачи O Пояснительная записка O Учебно-тематический план O Содержание программы O Условия реализации программы O Литература
Титульный лист O наименование образовательного учреждения; O где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; O название дополнительной образовательной программы; O возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; O срок реализации дополнительной образовательной программы; O Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программу; O название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа; O год разработки дополнительной образовательной программы. Пример
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества с.. …… Утверждено на МС протокол ___ от ___.__._______ Образовательная программа дополнительного образования детей «……………………» творческого объединения «…………..» Программа ориентированна на детей от …..до …лет. Срок реализации –……... Автор - ……….. Педагог дополнительного образования ………….квалификационной категории г. ……. 200…г.
Пояснительная записка раскрывает O Направленность ДОП O Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность O Цели и задачи образовательной программы O Отличительные особенности данной программы от уже существующих в данной области O Возраст обучающихся O Сроки реализации программы O Формы и режимы занятий O Ожидаемые результаты и способы их проверки O Формы проведения итогов реализации образовательной программы(выставки, фестивали, соревнования, конференции и т.д.)
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы Содержание программы Количество часов ВсегоТеорияПрактика 1 Разновидность монотипии 1028
Содержание программы Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий). O Пример: Разновидность монотипии. Рисование с помощью ниток, палочек, клякс и т.д. Рисунки, выполненные с помощью ниткографии «Цветы», «Дорисуй картинку», отражение в воде (монотипия пейзажная), удивительные кляксы, рисунок на скомканной бумаге, точечный рисунок.
Содержание дополнительной образовательной программы : Название раздела, тем Теория Основные теоретич еские понятия Практика Примерное содержание деятельности Оборудо вани е, оснащен ие Место провед ения заняти я I Виды росписи. Хохлома Гжель … Виды росписи, Сочетание цветов; мазок ….. Знакомство с разной техникой мазка, подбора цвета…. Развитие мелкой моторики….. Воспитание Уважительного отношения к образцам народного творчества…. Кисть, краски, палитра, доск а…. МОУ ДОД «ЦДТ» Музей краеве дения
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей O обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурса, конференций и т.д.); O рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; O дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
Основные направления содержания деятельности. Для реализации целей и задач дополнительной образовательной программы «__________________» используются следующие методы: O -словесный (рассказ, беседа, лекция, занятие-диспут и т. д.); O -наглядный (демонстрация наглядных пособий, показ педагогом специфических умений, видеоматериалы ); O -практический (самостоятельная работа, исследовательская работа); -графический ( составление схем, работа со схемами, зарисовка эскиза изделий); O -проблемный (проблемное изложение материала, анализ истории изучения проблемы, постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций); O -метод игры ( дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные игры, ролевые игры). В образовательно-воспитательном процессе используются следующие формы; O -игра; O -викторина; O -выставка; O -экскурсии; O -час вопросов и ответов
Условия реализации программы O Учебные комнаты O ТСО, музыкальный центр, телевизор, компьютер, ноутбук. O Дидактический материал, наглядные пособия, репродукции картин художников. O Набор для художественного рисования.
Требования к знаниям и умениям Должен знать: O -технику безопасности; O -историю развития бисероплетения; O -основы техники плетения: O -разновидности плетения; - O материалы и инструменты для работы. O Должен уметь: O -владеть навыками плетения простейших изделий; O -работать с леской и проволокой; O -работать со схемами.
Критерии умений и навыков воспитанников 1 года обучения по ДОП «Цветные ладошки» ТемаНизкий уровень Средний уровень Высокий уровень 1 «Пластилинография»Не знает правила работы с пластилином, не умеет грамотно пользоваться. Знает о правилах работы лепки пластилином, работает по образцу Хорошо, знает правила работы с пластилином, грамотно применяет их в работе. Выполняет индивидуаль ные работы.
Список использованной литературы O Учебное рисование -М.: просвещение, 1980г. Костерин Н.П. O Графика. М.: Школа рисования, 2006г O Изобразительное искусство (рабочая тетрадь)/кузин В.С.- М.:Дрофа,2007г. O // «Юный художник» O // «Дополнительное образование» O Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., – 305 с. O Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М.: Образование, – 395 с.
Список использованной литературы для детей O Изобразительное искусство (рабочая тетрадь)/кузин В.С.- М.:Дрофа,2007г. O «Искусство детям». Необыкновенное рисование, «Из-во Мозайка-Синтез» М.: 2008 г. O «Искусство детям». Вырезалки из бумаги, «Из-во Мозайка-Синтез» М.: 2008 г. O «Искусство детям». Дымковская игрушка, «Из-во Мозайка-Синтез» М.: 2008 г. O «Искусство детям». Волшебный пластилин, «Из-во Мозайка-Синтез» М.: 2008 г.
Приложение: O Словарь основных терминов (Тезаурус) O Методические пособия O Методические рекомендации к занятиям O Индивидуальные образовательные маршруты O Планы занятий O Планы работы O Мониторинг образовательных результатов