ТОГБОУ кадетская школа-интернат «Многопрофильный кадетский корпус» Областной ресурсный центр по патриотическому воспитанию детей и подростков Совершенствование процесса патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС Методист ресурсного центра: Елена Александровна Швайбович 2012 год
Патриотическое воспитание подрастающего поколения в Тамбовской области В Тамбовской области традиционно патриотическое воспитание подрастающего поколения осуществляют семья, школа, органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, общественно- государственные и общественные объединения граждан. Проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности направленно на создание условий для формирования у детей и подростков российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, гордости за свой край, Родину, готовности к служению Отечеству, его защите, осознанного принятия национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей.
Сформированность системы патриотического воспитания Сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней. Сформирован комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения патриотического воспитания. Организована подготовка специалистов по вопросам патриотического воспитания.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности патриотического воспитания Конституция Российской Федерации; Федеральные законы: «Об образовании», «О государственном флаге», «О государственном гербе», «О государственном гимне», «О днях воинской славы и памятных датах России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне годов», проект ФЗ «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации»; Постановление правительства РФ «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования; Письмо Министерства образования РФ «О деятельности музеев образовательных учреждений»; Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы»; Долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание населения Тамбовской области на 2011 – 2015 годы»
Ведение сайта
Совершенствование процесса патриотического воспитания: Создание единого правового, научно-методического и организационного пространства в регионе, обеспечивающего решения задач патриотического воспитания. Обеспечение методического сопровождения процесса патриотического воспитания. Подготовка и переподготовка специалистов в рамках патриотического воспитания. Использование форм и методов патриотического воспитания на основе современных технологий, с учетом возрастных особенностей и потребностей детей.
Исторический опыт Преемственность вековых традиций патриотического воспитания всегда обеспечивала нашему обществу успех в преодолении различных трудностей, социальных и других коллизий. Высокая оценка морального духа российского народа в мире – прямой результат непрерывности патриотического воспитания и образования, самих общественных отношений. Исторический идеал отечественного патриотического воспитания свидетельствует, что его целью было и есть обретение человеком опыта служения Отечеству. У каждой состоявшейся личности есть Родина, а у гражданина – Отечество.
Основные понятия: Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Система патриотического воспитания – это совокупность субъектов патриотического воспитания, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.
Принципы патриотического воспитания: системного организационного подхода, который предполагает скоординированную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан; адресного и индивидуального подхода в формировании патриотизма, предполагающего использование многообразие форм, средств и методов работы с различными категориями граждан и учетом их специфики; активности и сознательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России; универсальности и взаимозависимости основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к их реализации; учета региональных, национальных, этнокультурных и других условий в формировании патриотических идей и ценностей, определяющих содержание и особенности российского патриотизма;
Направления патриотического воспитания: Героико-патриотическое Историко-краеведческое Военно-патриотическое Гражданско-патриотическое Спортивно-патриотическое
Совершенствование процесса патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; Осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; Готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно- исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; Осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством.
Требования ФГОС к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Личностные результаты должны отражать: российскую гражданскую идентичность, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознано принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
Психологическая составляющая патриотического воспитания Понятие патриотизма связано с духовной зрелостью личности. Воспитательный процесс носит субъект-субъектный характер (под субъектом в философии понимается носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности). Процесс формирования социальных установок и присвоения положительного опыта происходит благодаря: а) положительному эмоциональному отклику на стимул (значимый взрослый); б) принятию и поощрению социальным окружением данного образца поведения; в) закрепление опыта переживания события в социально ориентированном поведении личности.
Итоги конкурса на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди образовательных учреждений области. 1 место: Терский филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения Заворонежская средняя общеобразовательная школа Мичуринского района; 2 место: Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения Первомайская средняя общеобразовательная школа в с. Хобот- Богоявленское Первомайского района, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 30 г. Тамбова; 3 место: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Староюрьевская средняя общеобразовательная школа Староюрьевского района, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия» г. Моршанска, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение кадетская- школа-интернат «Уваровский кадетский корпус им. Святого Георгия Победоносца» г. Уварово. Приказ управления образования и науки Тамбовской области от
Критерии отбора конкурсных работ: Корреляция структурных компонентов проекта. Научно-методическое обоснование деятельности. Инновационность деятельности. Уровень взаимодействия с государственными и общественными организациями, широта охвата участников проекта. Направленность на единство образовательного и воспитательного процессов, адресность.
Педагогическое мастерство Педагогическое мастерство это высокий уровень профессиональной деятельности педагога. Мастерство проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении целей воспитательной работы.