Монополия в рыночной экономике
Монополия (от греч. mono - один, poleo - продавец) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, торговли, промысла и т.п), предоставляемое одному лицу, определенной группе лиц или государству.
Монополия предполагает выполнение следующих условий: 1. Монополист является единственным производителем данного товара; 2. Продукция носит уникальный характер, не имеет близких заменителей; 3. Проникновение в отрасль для других фирм закрыто целым рядом барьеров; 4. Степень влияния монополиста на рыночную цену очень высока.
Барьеры для входа на рынок с наличием монополии: 1. исключительные права, полученные от правительства или местных властей; 2. патенты и авторские права; 3. право собственности на ресурсы, например источники сырья; 4. преимущество низких издержек крупного производства.
Преимущества низких издержек крупного производства: АТС Q AТСк АТСм АТСк – средние затраты конкурентной фирмы АТСм- средние затраты на производство фирмы-монополиста 1/2Q QмQм
Виды монополий: Закрытая Открытая Естественная Искусственная
Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений и запретов (чаще всего это государственная монополия). Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на некоторое время, становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает рынок целиком. Искусственная монополия - объединение предприятий, создаваемое ради получения сверхприбылей и установления рыночной власти.
Особенности взаимодействия спроса и предложения на монопольном рынке Монополист обладает определенной властью над рынком, так как он один определяет предложение товара. Кроме того, он обладает властью и над ценой товара, но эта власть не является абсолютной, так как цена зависит и от спроса, а предложение зависит от цены.
Для измерения монопольной власти используют коэффициент Лернера: L=(P-MC)/P, где L – коэффициент Лернера; P – цена; MC – предельные издержки.
Определение того, насколько высокой может быть цена монополиста связано со спросом и его эластичностью. Цены можно повышать, если соответствующее сокращение спроса не влечет падение дохода и прибыли монополии. В ином случае монополия вынуждена ради повышения доходов идти на увеличение производства, что предполагает определенное понижение цены согласно действию закона спроса и предложения. Q P D1 D2 P1 P2 Q1Q2 Q3 Q4
Монополия ведет поиск цены руководствуясь тем же правилом, что и предприятия, действующие в условиях совершенного рынка: 1. Объем производства и соответствующего предложения товара должен быть таким, при котором предельные издержки (МС) равны предельной выручке (MR): MC = MR 2. Монополист рассматривает MC и MR как базу для установления цены – она не должна быть ниже их. Однако на монополистическом предприятии в отличие от предприятий, действующих в условиях совершенной конкуренции, предельный доход меньше, чем цена (Р) и соответственно средняя выручка (AR): MR < P = AR
Правило монополистического ценообразования: P = AR > МС= MR
Особенности взаимодействия спроса и предложения на монопольном рынке Q P MR MC (=S) D Q опт Рм ATC Pe E ATCm Qe Прибыль монополии
Задача 1. Постоянные издержки монополии равны 1500 рублей. Зависимость переменных издержек монополии от объема выпускаемой продукции представлена в таблице: VC, руб Q, шт Имеются данные об объеме спроса на продукцию монополии при различных уровнях цены: Р, руб Qd, шт Определите: 1.Какой объем производства выберет монополия и соответствующий ему уровень цены; 2.Прибыль монополии.
Решение: Монополия, определяя оптимальный объем производства, руководствуется правилом: MR=MC Для решения задачи необходимо найти MR, MC и АТС. ТС= FC+VC; МС = (ТСn- ТСn-1)/(Qn –Qn-1); АТС= ТС/Q; МR = (ТRn- ТRn-1)/(Qn –Qn-1); TR= P*Qd.
Q, шт.FС, руб. VC, руб. ТС, руб. АТС, руб. МС, руб. Р, руб.Qd, шт. ТR, руб. МR, руб Полученные данные сведем в таблицу:
Из данных таблицы следует, что равенство MR=MC достигается при Q = 4. Соответствующий данному объему уровень цены найдем из шкалы спроса: Р=2600. Прибыль монополии находится как разность ТR и ТС: = 4400 руб. Ответ: монополия выберет объем производства равный 4, соответствующий ему уровень цены = 2600, прибыль монополии = 4400.
Графическое решение задачи: Q MR MC D 2600 ATC A
Задача 2. Фирма, максимизирующая прибыль, является монополистом на внутреннем рынке, где спрос на ее продукцию задан функцией: Qd = 90-2,5Р. На внешнем рынке она может продать любое количество продукции по фиксированной мировой цене. Функция общих издержек фирмы имеет вид: ТС = Q² +10Q+50. Определите цену внешнего рынка, если известно, что на внутреннем рынке фирма продала ¾ произведенной продукции.
Решение: Пусть m – цена мирового рынка на продукцию монополиста; Фирма будет продавать продукцию на внутреннем рынке до тех пор, пока ее MRвнутр. не станет равен MR внешнего рынка, т.е. m. Т.о. объем производства и продаж на внутреннем рынке определяется равенством: MR внутр. = m MR внутр. = m После этого равновесие монополиста определяется условием: МС=m (аналогично условию рынка с совершенной конкуренцией) Т.о. общий объем производства и продаж определяется из равенства: МС=m МС=m
На внутреннем рынке объем производства (q) составит: Qd=90-2,5pPd=36-0,4q MR=TR׳=(Pd*q)׳=(36q-0,4q׳ MR=TR׳=(Pd*q)׳=(36q-0,4q²)׳ =36-0,8qMR=m36-0,8q=mq=1,25(36-m) Суммарный объем производства (Q): МС=ТС ׳ = ( ׳ = 2Q +10 МС=ТС ׳ = (Q² +10Q+50) ׳ = 2Q +10MC=m2Q+10=mQ=(m-10)/2 Из условия, что q=3/4Q, находим: 1,25(36-m)= 3/4 (m-10)/2 1,25(36-m)= 3/4 (m-10)/2 m=30 m=30 Ответ: цена внешнего рынка = 30.