Урок обществознания в 10 классе Тема урока: Становление российского парламентаризма МОУ СОШ 7 г.Заринска Учитель Шуюнова Н.П г
Цель урока: Актуализировать, систематизировать и расширить знания и представления учащихся об истоках становления парламентаризма, о демократическом процессе в современной России
План изучения нового материала: сферы общественной жизни и исторический экскурс; особенности парламентаризма в Российской империи начала 20 века; советская политическая система, представительные органы власти; становление и особенности парламентаризма в Российской Федерации; особенности и основные проблемы организации местного самоуправления на примере г. Заринска
Образец оформления краткой записи в тетради в ходе урока: Уже знаю по заявленной теме: Новое по заявленной теме:
1.Какая из четырех сфер общественной жизни будет предметом нашего исследования на сегодняшнем уроке? Экономика Политика Социальная сфера Духовная сфера
Что вы понимаете под словом парламент? Парламент- это представительный, законодательный орган власти, выбранный на основе всеобщего равного избирательного права
Когда, изучая историю, вы впервые встретились с этими политическим термином? 1265 год - Англия 1304 год - Генеральные штаты во Франции
Были ли в истории России до 20 века попытки создания системы ограничения власти монарха? «Кондиции» Анны Иоанновны
Карточка 1 Выберите из представленных признаков те, которые, на ваш взгляд, характеризуют особенности современных парламентов: ПАРЛАМЕНТ 1)разрабатывает и принимает законы, вносит изменения в закон; 2)формируется на основе многоступенчатых, неравных сословных выборов; 3)представляет интересы всего населения; 4)выбирает президента; 5)формируется на основе прямых демократических выборов; 6)выражает интересы элиты общества; 7)утверждает бюджет страны, утверждает изменения в бюджете при незапланированном росте или снижении доходов государства.
Вопросы для актуализации знаний: 1. Сколько Государственных Дум было в России в начале 20 века? 2. Сколько из них было распущено по инициативе власти (разогнано)? Какие? 3. Как формировался состав Государственной Думы в начале 20 века? 4. Назовите основные вопросы, которые обсуждались и решались на заседаниях Государственной Думы?
Основные вопросы, которые решались в ходе работы 1, 2 Государственных Дум: 1 Дума : а) формирование ответственного перед Думой правительства; б) аграрный вопрос. 2 Дума: а) аграрный вопрос; б) обеспечение свободы совести, вероисповедания; в) гарантии неприкосновенности личности; г) рабочее законодательство; д) обязательность начального общего образования.
Основные вопросы, которые решались в ходе работы 3, 4 Государственных Дум: 3 Дума: а) аграрный; б) рабочий; в) национальный. 4 Дума: а) поддержка правительства и выделение военных кредитов для участия в первой мировой войне; б) создание Прогрессивного (оппозиционного) блока.
Особенности представительных органов советской политической системы формирование советов всех уровней (от сельских, городских, краевых советов до Верховного совета, состоящего из 2-х палат: Совета Союза и Совета национальностей) осуществляется на основе всеобщих выборов, без альтернативных кандидатов; функция советов: утверждение директив съездов Коммунистической партии и решений партийных органов на местах.
Работа по тексту Конституции 1993года 1. Как правильно называется парламент в РФ? 2.Из каких палат состоит Федеральное собрание? Ст Какие вопросы являются предметом ведения Федерального собрания? Ст Как формируется состав Совета Федерации? Ст.95 5.Как формируется состав Государственной Думы? Ст. 97
Конституция РФ 1993года: Федеральное собрание состоит из 2-х палат: - Совета Федерации - Государственной Думы Выборы: прямые, равные, демократические Главная деятельность: законодательная
1. К ведению Совета Федерации относятся вопросы: а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
К ведению Совета Федерации относятся вопросы: е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
К ведению Государственной Думы относятся вопросы: а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
К ведению Государственной Думы относятся вопросы: д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; ж) объявление амнистии; з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
К ведению Государственной Думы относятся вопросы: законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты; о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства; другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета
Как называются представительные органы на уровне субъектов Федерации, в частности, в Алтайском крае? Алтайское краевое Законодательное Собрание Как выстроена система управления в городе Заринске? законодательный орган города – Заринское городское Собрание депутатов; исполнительный орган – администрация города Заринска.
Домашнее задание: Определить круг проблем, которые требуют обсуждения и решения в рамках работы молодёжного парламента города (в письменном виде на отдельном листе для передачи в молодёжный парламент нового созыва).
Лист рефлексии: 1. Я получил новые знания на уроке о демократических институтах власти: Да Нет 2. Я готов поддерживать демократические выборы и демократические институты власти: Да Нет 2. Мне было интересно на уроке: Да Нет 3. Я чувствую себя по окончании урока: Комфортно Я очень устал(а)
Примерные вопросы к Главе города – председателю Заринского городского Собрания депутатов Балабину С.М.: 1. Какие актуальные, значимые проблемы обсуждаются на заседаниях Заринского городского Собрания депутатов? 2.Каковы перспективы развития города? 3.Как и когда будут проходить следующие выборы в Заринское городское Собрание депутатов? Будут ли только партийные списки или предусмотрено самовыдвижение кандидатов? 6.Есть ли инициативы открытия новых предприятий в городе? 7.Анализируется ли в рамках Заринского городского Собрания депутатов вопрос, в каких отраслях экономики города будут нужны молодые специалисты? 8.Какова демографическая ситуация в городе, есть ли рост населения в городе, за счёт чего? 9.Какова экологическая ситуация в городе? 10.Насколько реально получить кредиты через молодёжную программу для приобретения жилья?