Концепция развития российского математического образования Ключевые идеи
Разделы концепции Математика в современном мире и в РоссииМатематика в современном мире и в России Развитие системы образования Цели математического образования и его перспективыЦели математического образования и его перспективы Проект системы математического образованияПроект системы математического образования Мероприятия Риски и способы их снижения Индикаторы результата
Математика в современном мире и в России 1. Математикой реализуются и прививаются способы логического рассуждения, планирования и коммуникации, моделирования реального мира. Эти способы являются необходимым элементом общей культуры с более чем трехтысячелетней историей. 2. Математика лежит в основе всех современных технологий и научных исследований, является необходимым компонентом экономики, построенной на знании. Создание элементов современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является, прежде всего, математической деятельностью. 3. Математическое знание, математическая компетентность пользовались большим уважением в России в последние столетия. Российская математика была сильнейшей в мире во второй половине XX в., в частности, вклад советской математики в оборонный паритет компенсировал отставание в компьютерной мощности. Математика, включающая прикладную математику и информатику, сможет обеспечить конкурентные преимущества экономики РФ в XXI веке (и имеет для этого, при должных вложениях, наибольшие шансы среди всех отраслей науки). 4. Математика может стать национальной идеей России XXI века и полем наиболее эффективных инвестиций. Математическое образование должно фактически явиться предметом государственной программы (возможно, интегрированной в другие госпрограммы). Разделы концепции
Развитие системы образования Этот раздел концепции раскрывает ряд принципиальных вопросов, относящихся к развитию математического образования, которые не могут быть решены внутри этого ряда и требуют обращений к общей проблематике системы образования и развития России. К таким общим вопросам относятся, в частности: Общественное осознание и реализация (в том числе – в образовании) приоритетов экономико-социального развития страны, в частности, необходимости научно- технологического, а не чисто «сырьевого» пути. Восстановление авторитета образованности и образования как ценности и блага Воспитание, в частности «воспитание математикой» (интеллектуальная честность, умение выразить свою точку зрения и готовность понять другого). Индивидуальный подход к здоровью каждого, пересмотр норм и ограничений «для всех» Переосмысление роли образования в обществе, сопровождаемое в частности, отказом от обедняющего, одностороннего термина «услуга» по отношению к образованию Отражение в образовательном укладе, образовательной мотивации и образовательной дисциплине современного состояния общества. Прозрачность образовательного процесса, в частности, за счет современных информационных технологий, сокращение запросов от органов управления и отчетов перед ними
Честность, реалистичность (сокращение разрыва между тем, что формально предлагается учащемуся и «официально» считается, что он освоил, и реальностью) Индивидуализация, в частности оценка и анализ не только «абсолютных» результатов, но и индивидуальных достижений Доступность образования, в частности, обеспечение бесплатного (начиная с общественно-приоритетных направлений) дополнительного образования ребенка в том объеме, в котором он его хочет и может освоить, в том числе – с применением дистанционных образовательных технологий Обновление педагогических кадров в современных условиях, когда работа в сфере образования все еще не ощущается как престижная в общественном сознании, но привлекательна и для учителя и для преподавателя, ведущего обучение будущих и сегодняшних педагогов. Эта ситуация может приводить к закреплению в системе образования кадров снижающейся квалификации Обеспечение наилучших условий для работы талантливой молодежи на благо России в условиях участия страны в процессе глобализации. В частности, обеспечение материальной привлекательности преподавательской деятельности в ведущих университетах уже за счет базовой заработной платы Широкое распространение по всей стране деятельности в области культуры, науки и образования, сегодня зачастую сосредоточенной в малом количестве городов и субъектов Российской Федерации
Государственная поддержка зарубежных соотечественников и иностранных граждан, обучающихся в вузах России, международных образовательных программ и мероприятий (олимпиад, конкурсов) на русском языке Использование мировых образовательных ресурсов и аттестационных процедур, в том числе – дистанционных курсов в сочетании с отечественным педагогическим потенциалом Решения, найденные в математическом образовании, могут получить распространение в других сферах. Разделы концепции
Цели математического образования и его перспективы Приоритеты математического образования – это развитие способностей к: логическому мышлению, коммуникации и взаимодействию на широком математическом материале (от геометрии до программирования); реальной математике: математическому моделированию (построению модели и интерпретации результатов), применению математики, в том числе, с использованием ИКТ; поиску решений новых задачи, формированию внутренних представлений и моделей для математических объектов, преодолению интеллектуальных препятствий; Особое внимание именно к самостоятельному решению задач, в том числе – новых, находящихся на границе возможностей ученика, было и остается важной чертой отечественного математического образования. Деятельность, как основной элемент математического образования, является базовым принципом Концепции. Деятельность может состоять в том числе и в решении задач, доказательстве теорем, приложении математики. Разделы концепции
Проект системы математического образования Этот раздел концепции рассматривает важнейшие компоненты системы математического образования в варианте, который может быть осуществлен в ближайшее десятилетие. А именно: Педагог-математик Непрерывное образование математических лидеров и их роль в системе образования Общественная миссия математика-профессионала Приложение в математическом образовании научного знания в области педагогики и психологии Математика в общем образовании Математика как элемент общей культуры, функциональной грамотности и повседневного применения. Математическое просвещение Математика в среднем профессиональном и высшем образовании (подготовка педагогов для дошкольного и начального образования, подготовка учителей математики, д ополнительное профессиональное образования педагогов- математиков, математический бакалавриат, м атематическая магистратура, м атематический компонент в нематематических направлениях подготовки, а ттестация кадров и аккредитация институтов) Управление содержанием математического образования Разделы концепции
Педагог-математик Ключевым участником и фактором системы математического образования является педагог- математик. Он должен обладать не только математическим знанием в форме им воспроизводимого и передаваемого ученикам набора определений, доказательств и рецептов, но в первую очередь быть готовым к решению новых, ранее не встречавшихся (отдельному человеку или человечеству) задач в соответствующих областях, передавать обучающимся математическую модель деятельности. Качество работы и уровень педагога-математика должны проверяться, в первую очередь, независимой экспертизой с помощью анализа деятельности, которая может быть зафиксирована в интернете, направленной на индивидуальное приращение математической образованности каждого обучающегося. Для определения квалификации могут использоваться процедуры выполнения заданий (требуемого от успешных обучающихся), комментирования и оценивания педагогом предъявляемых ему образцов деятельности обучающихся. проект системы математического образования
Математика в общем образовании Для каждого ребенка должен индивидуально проектироваться его «коридор ближайшего развития». Понятие «ребенок, не способный к математике» должно потерять смысл и исчезнуть из лексикона учителей, родителей, школьников и общества. В дошкольном и начальном образовании следует содействовать развитию логико-математических и коммуникативных способностей; использованию математических, логических и стратегических игр, предметных и экранных сред, соревнований. В основной школе интерес к математике будет поддерживаться в том числе и многообразием ее приложений, компьютерными инструментами и моделями. В т.н. системах содержания образования (представленных сегодня соответствующими программами и комплексом учебно-методической литературы) авторы математических компонентов системы должны разделять ответственность за математическое содержание и планирование его освоения в курсах физики и информатики.
В старшей школе будет выделено три потока, обеспечивающих: базовую математическую компетентность для учащихся, плохо освоивших программный материал начальной и основной школы, широкую общекультурную программу математической подготовки для тех, кто показал хорошие результаты в основной школе, но не планирует дальнейшей специализации в областях, требующих математики, углубленное изучение математики для дальнейшей профессиональной деятельности, в том числе – в образовании, ИКТ, исследовательской деятельности. Массовая общеобразовательная школа должна быть обеспечена математиками-педагогами, обладающими математической компетентностью, существенно превосходящей максимум, ожидаемый от учащихся соответствующих ступеней (исключая 10% лучших). Лучшие учащиеся, обладающие устойчивой и результативной мотивацией, должны быть обеспечены: высококвалифицированными педагогами в своей школе, или, возможностью обучения в специализированной школе для детей с той же мотивацией и соответствующими педагогами, или, бесплатным основным, дополнительным и неформальным математическим образованием необходимого уровня, в том числе, с применением дистанционных образовательных технологий.
Важным элементом, поддерживающим престиж математики и интерес к ней в обществе, формирующей мотивацию учащихся, обеспечивающей выявление наиболее перспективных, являются математические соревнования школьников. Должен быть расширен охват ими, как и играми с математическим и логическим содержанием (включая шахматы и шашки) начальной школы. При этом должны реализовываться принципы «соревнование не с соперником, а с задачей», «выигрывает каждый». Учащиеся с низкими академическими результатами, с «накапливающимся незнанием» из социально-незащищенных семей, с ограниченными возможностями здоровья, пропустившие занятия по болезни, должны быть обеспечены постоянной тьюторской поддержкой, которая позволит им вернуться «в основной поток». Это важно как для повышения гарантированного минимума математической компетентности в обществе, так и для повышения эффективности обучения основной массы учащихся. проект системы математического образования
Раздел Мероприятия включает в себя предложения по усилению кадрового потенциала, укреплению и расширению институтов математического образования, модернизации содержания и методов математического образования, организации массовой и профессиональной информационной математической среды Разделы концепции
Раздел Риски и способы их снижения перечисляет возможные риски при реализации концепции и предполагаемые способы их снижения. В последнем разделе (Индикаторы результата) раскрываются механизмы и регламенты измерений
По указу Президента РФ от 7 мая 2012 года 599 мероприятия по разработке и утверждению Концепции развития математического образования в Российской Федерации должны быть завершены в декабре 2013 г. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!