АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ CALS-ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРЕДПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА АВИАТЕХНИКИ В.В. Клочков, Т.М. Гусманов Московский физико-технический институт Седьмая всероссийская научно-практическая конференция «Управление качеством» марта 2008 г
По данным НИЦ CALS-технологий, при внедрении CALS на предпроизводственных стадиях ЖЦИ (НИОКР, ТПП) в авиационной промышленности США достигнуто: сокращение затрат на проектирование - от 10% до 30%; сокращение затрат на подготовку технической документации - до 40%; сокращение затрат на разработку эксплуатационной документации - до 30%; сокращение доли брака и объема конструктивных изменений - от 23% до 73%; сокращение времени разработки изделий - от 40 до 60%; сокращение времени вывода новых изделий на рынок - от 25% до 75%. Что важнее - удешевление или ускорение?
Особенности себестоимости авиатехники: высокие постоянные затраты, эффект обучения Суммарные затраты разработчика и производителя: TC =FC + C произв Средняя себестоимость одного изделия: AC = TC/Q= = FC/Q + C произв (Q)/Q С произв =С тр +С мат Эффект обучения: с тр (q) = с˚ тр * (1-λ)^(log 2 q) где q – накопленный выпуск => AC = FC/Q + с мат + с˚ тр * ( 1-λ)^(log 2 q)dq / Q
Преимущества лидерства при выводе на рынок нового продукта: в течение нескольких лет – монопольное положение на рынке; к моменту выхода на рынок конкурентов – сокращение себестоимости изделий за счет эффекта обучения; авторитет среди заказчиков и сокращение затрат в эксплуатации (за счет большей численности парка и эффекта обучения в эксплуатации) возможен эффект блокировки: конкурентам вообще может быть невыгодно выходить на рынок, и лидер остается монополистом
«Конкуренция временем» на рынках магистральных ВС (пример) темп обучения20% годовой спрос, шт100 длительность ЖЦИ25 компанииА - лидерВ FC, млрд долл10 С труд 0, млн. долл135 С мат, млн. долл50 Р мон, млн. долл.150 Р конк, млн. долл.120 доли рынка50%
Денежные потоки (Т а = 5 лет; Т в = 10 лет)
Выводы CALS-технологии, позволяя существенно сократить длительность предпроизводственных стадий ЖЦИ и риск ее увеличения, обеспечивают преимущество в «конкуренции временем», повышая экономическую эффективность и инвестиционную привлекательность проекта. Этот эффект более значим, чем возможное удешевление НИОКР и ТПП.