Проблемы разработки перспективной продуктовой стратегии российской авиационной промышленности Клочков В.В., Гусманов Т.М. МФТИ Восьмой всероссийский симпозиум Стратегическое планирование и развитие предприятийСтратегическое планирование и развитие предприятий
Стратегия развития российской авиационной промышленности до 2015 г:Стратегия развития российской авиационной промышленности до 2015 г: Предусмотрено повышение годового выпуска гражданской авиатехники с самолетов и 0,5 млрд. долл. (2006 г.) до самолетов и 2,1 млрд. долл. к 2011 г. Предусмотрено повышение годового выпуска гражданской авиатехники с самолетов и 0,5 млрд. долл. (2006 г.) до самолетов и 2,1 млрд. долл. к 2011 г. Рынки магистральных пассажирских самолетов заняты компаниями Boeing (США) и Airbus Industry (ЕС) со среднегодовыми выпусками порядка самолетов. Рынки магистральных пассажирских самолетов заняты компаниями Boeing (США) и Airbus Industry (ЕС) со среднегодовыми выпусками порядка самолетов. => эффект блокировки, для преодоления которого необходим прорывный продукт. => эффект блокировки, для преодоления которого необходим прорывный продукт. Что это такое?
Предлагается считать прорывным такое изделие, которое, появляясь на рынке, может вызвать добровольный отказ [по крайней мере, некоторых] эксплуатирующих организаций от использования имеющейся у них авиатехники, хотя последняя еще не исчерпала свой ресурс Т.е., прежнее поколение изделий становится морально устаревшим
Мотивы приобретения авиакомпаниями новых воздушных судов: 1.Расширение парка, увеличение провозных мощностей; 2.Замена авиатехники, выработавшей свой ресурс 3.Замена морально устаревшей авиатехники Первые 2 фактора неактуальны при избытке провозных мощностей, наблюдаемом и в России (эксплуатируется менее 50% парка), и за рубежом (после г.)
Выбор воздушного судна Конкурирующие ВС – одного класса пассажировместимости, дальности, и др.; удовлетворяют одинаковым нормам безопасности и экологии, Конкурирующие ВС – одного класса пассажировместимости, дальности, и др.; удовлетворяют одинаковым нормам безопасности и экологии, => различие эффективности – только за счет различия затрат => различие эффективности – только за счет различия затрат Критерий – стоимость летного часа или пассажирокилометра: Критерий – стоимость летного часа или пассажирокилометра:
Модель принятия решения Пусть имеется старое ВС с остатком ресурса Модель принятия решения Пусть имеется старое ВС с остатком ресурса Если продолжать эксплуатацию старого ВС до полной выработки ресурса: Если продолжать эксплуатацию старого ВС до полной выработки ресурса: Если немедленно списать старое ВС и заменить новым (при наличии старого): Если немедленно списать старое ВС и заменить новым (при наличии старого): ВС старого поколения выгоднее списать, если => или
Характеристики современных и перспективных российских и зарубежных самолетов (БСМС) Тип самолета МС Б Як- 42Д МС А-320 Ту- 154М пассажировместимость, мест крейсерская скорость, км/ч цена нового самолета, $млн. 26,65010,435,154,410,5 назначенный ресурс, л.ч часовая ставка амортизации, $/л.ч трудоемкость ТОиР, чел.ч./л.ч часовые затраты на ТОиР, $/л.ч средний расход топлива, т/л.ч. 2,22,32,92,42,74,6 часовые затраты на топливо, $/л.ч операционные затраты, $/л.ч стоимость летного часа, $/л.ч стоимость пассажиро-километра, $/пкм 0,0170,0240,0310,0150,0200,027
Новый самолет будет прорывным, если…
Оправдана ли ставка на дешевизну?
Есть ли перспективы развития у российской авиационной промышленности? Если не удается выполнить условие прорыва на основе нынешних технологий, можно прибегнуть к принудительному ускоренному обновлению парка ВС (за счет ужесточения экологических норм, стандартов безопасности, и др.) прибегнуть к принудительному ускоренному обновлению парка ВС (за счет ужесточения экологических норм, стандартов безопасности, и др.) открыть новые ниши рынка авиатехники, радикально увеличивая емкость рынка авиаперевозок и их доступность открыть новые ниши рынка авиатехники, радикально увеличивая емкость рынка авиаперевозок и их доступность => необходимы фундаментальные и поисковые НИР => необходимы фундаментальные и поисковые НИР