Стимулирование внедрения «зеленых» технологий: встроенные регуляторы и дискреционные меры Владислав Клочков, лаб. 67 ИПУ РАН Научный семинар «Информационная экономика и управление инновациями» Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 20 февраля 2012 г.
2 Гипотеза Портера Ущерб экологии сопряжен с неэффективным расходованием ресурсов => более «зеленая» технология экономичнее => государственное принуждение к замене технологий на более экологичные – излишне (разве что, для преодоления ограниченной рациональности бизнеса) Коррекция: госвмешательство может быть нужно как импульс к инновационному развитию (гип. Портера «в широком смысле»)
3 Некоторые контраргументы против гипотезы Портера «Зеленая» техника, как правило, дороже Повышение экологической чистоты уже требует дополнительных затрат в эксплуатации (т.е. нарушается гипотеза Портера в узком смысле) Даже цели улучшения отдельных экологических характеристик могут вступать в противоречие друг с другом Выгодна ли немедленная замена долговечной техники, даже если новая техника экономичнее?
4 Цели работы: Проанализировать экономическую заинтересованность владельцев долговечной техники в ее ускоренной замене на более экологически чистую Оценить влияние альтернативных форм экологического налогообложения на благосостояние и поведение владельцев старой и новой техники Выбрать наиболее предпочтительную форму экологического налогообложения с учетом коррупционных рисков
5 Условия эффективности ускоренной замены долговечной техники Сравним две альтернативы: продолжить эксплуатацию старого изделия; немедленно заменить его новым. Если оба изделия выполняют одинаковую (или сопоставимую) работу, сравниваем затраты (приведенные к единице работы) до момента списания старого изделия.
6
7 «Экологические» и «энергетические» цены производства и эксплуатации
8 Условия эффективности ускоренной замены техники
9 Соотношение экономических, энергетических и экологических цен
10
11
12 Экологические, энергетические и экономические цены могут изменяться непропорционально В большинстве отраслей транспорта и энергетики когда ускоренная замена техники становится эффективной по экологическим соображениям, она еще может не быть эффективной с энергетической точки зрения; когда ускоренная замена техники становится эффективной по энергетическим соображениям, она еще может не быть экономически выгодной. На рынках некоторых потребительских ТДП – наоборот, ускоренное обновление изделий экологически неоправданно, но происходит.
13 Инструменты стимулирования ускоренной замены техники Административное принуждение, запрет на эксплуатацию старой техники Дотирование приобретения и/или эксплуатации новой, экологически чистой техники Налогообложение (штрафы) эксплуатации старой техники Налогообложение выбросов
14 Модели механизмов экологического налогообложения
15 Минимально необходимые ставки экологических налогов
16 Пример расчета минимально необходимых ставок экологических налогов в гражданской авиации
17 Прирост затрат владельцев старой и новой техники
18 Соотношение минимально необходимых ставок налогов и приростов эксплуатационных затрат
19 Соотношение прироста затрат и стадия развития технологий
20 Зависимость эксплуатационных затрат от цены топлива ( g нов g стар )
21 Зависимость эксплуатационных затрат от цены топлива ( g нов =1т/ч
22 Учет риска коррупции при использовании дискреционных мер
23 Условия эффективности и предпочтительности дискреционных мер с учетом коррупционного риска
24
25 Выводы: Естественные экономические стимулы могут быть недостаточными для ускоренной замены долговечной техники, даже если такая замена целесообразна по экологическим соображениям. При замедлении темпов совершенствования технологий, встроенные регуляторы (налогообложение вредных выбросов) могут стать менее эффективными, чем дискреционные меры (прямое налогообложение эксплуатации старых изделий), даже с учетом коррупционных рисков.
26 Благодарю за внимание! Личная страничка: