Дистанционные методы обучения Ольга Катана
Если еще несколько лет назад компьютер был предметом роскоши, то сегодня уже редко встретишь семью, дети в которой бы не имели и не использовали бы электронные средства коммуникаций.
Это уже привычные всем мобильные телефоны, ловко освоенные молодым поколением смар т фоны, карманные персональные компьютеры КПК, коммуникаторы, комплектов из mp 3 плейера из микронаушника и радиопередатчика, работающего по каналу связи Bluetooth и совместимого с большинством современных мобильников, нетбуки, ноутбуки. И конечно знаком ый, в отличии от предыдущих предметов, компьютер
Подрастающее поколение легко разбирается в этих электронных друзьях, они как бы уже становятся и частью их организма, личности и служат главным средством общения и получения-передачи информации. Наша молодежь уверенно чувствует себя в 21 веке, а преподаватели, увы остались далеко позади в 20м веке. Язык молодёжи им непонятен и пугает. Поэтому хорошему педагогу необходимо освоить основные методы электронной связи и применять их в процессе обучения.
Учитель химии современной школы знает и активно использует в своей работе материалы, размещенные в сети для организации ДО Так, материал электронных сетевых учебников, задачников, практикумов целесообразно включать в дидактические средства нового поколения: электронные презентации, индивидуальные технологические карты и т.д., – для фронтального объяснения нового материала, обобщения, закрепления и отработки специальных учебных навыков. В школах, где есть возможность организовать уроки химии в интернет-классах, расширяются возможности учителя в плане усиления личностной направленности образования.
А основным источником информации для молодёжи является интернет. Тем более, что все перечисленные выше электронные друзья дают легкий и мгновенный доступ к интернету
Одним из наиболее динамично развивающихся направлений открытого образования является дистанционное обучение (ДО), которое позволяет реализовать следующие принципы:
Дистанционные методы обучения доступность обучения, в частности преодоление физических ограничений человека, расширение аудитории обучающихся; личностная направленность обучения, создание комфортных условий для школьников и учителей, учет индивидуальных психологических особенностей (восприятия, памяти, мышления), индивидуальный темп обучения; развитие информационной культуры, навыков работы с современными средствами информатизации и телекоммуникации; социализация обучения, учет личностно- коммуникативных особенностей учащихся.
Под дистанционным обучением будем понимать именно он-лайн-обучение.
В настоящее время в системе ДО можно выделить следующие основные формы: электронные сетевые учебники; обучающие и контролирующие задания; электронные практикумы; исследовательские проектные работы; информационные ресурсы; дистанционные олимпиады и конкурсы; форумы, конференции, общение on-line; повышение квалификации и обмен опытом.
СДО (средства дистанционного обучения) могут представлять собой: 1. Учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.); 2. Сетевые учебно-методические пособия; 3. Компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах; 4. Аудио учебно-информационные материалы; 5. Видео учебно-информационные материалы ;
СДО (средства дистанционного обучения) 6. Лабораторные дистанционные практикумы; 7. Тренажеры с удаленным доступом; 8. Базы данных и знаний с удаленным доступом; 9. Электронные библиотеки с удаленным доступом; 10. Средства обучения на основе экспертных обучающих систем (ЭОС); 11. Средства обучения на основе геоинформационных систем (ГИС); 12.Средства обучения на основе виртуальной реальности (ВР);
Основные функции МДО в учебном процессе - индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; - осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью; - осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности; - высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ; - визуализировать учебную информацию; - моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;
Основные функции МДО в учебном процессе - проводить лабораторные работы в условиях им итации на компьютере реального опыта или эксперимента; - формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях; - развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического); - усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций); - формировать культуру познавательной деятельности и др.
Видео урок по химии с участием студентов ОАДК