воспитатель воспитатель высшей квалификационной категории Стаж работы – 23 года «Развитие восприятия ребенка младшего дошкольного возраста через игровую систему сенсорного обучения» МДОУ детский сад 40 «Лесовичок» г.Киржач Киржач, 2010г.
Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, который поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями и в то же время – сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. («Концепция содержания непрерывного образования»).
Ведущая идея: Сенсорное воспитание- это передача накопленного человечеством богатого жизненного опыта подрастающему поколению. От поколения к поколению этот опыт приумножается, обогащается, позволяет человеку постичь новые тайны и загадки нашей планеты.
Технология опыта Усвоение сенсорных эталонов в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Технология опыта Усвоение сенсорных эталонов в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Восприятие формы: Цель: научить ребенка различать геометрические фигуры по форме. Цель: научить ребенка различать геометрические фигуры по форме. Освоение практических действий: Освоение практических действий: - наложение фигур, прикладывание, переворачивание; - наложение фигур, прикладывание, переворачивание; - сопоставление элементов - сопоставление элементов фигур, обведение пальцем фигур, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование.
Восприятие цвета Восприятие цвета Цель: научить ребенка различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов. Цель: научить ребенка различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов. Освоение практических действий: Освоение практических действий: - прикладывание предметов - прикладывание предметов друг к другу, выбор и друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку.
Восприятие величины Восприятие величины Цель: научить ребенка различать предметы по величине, длине, высоте. Цель: научить ребенка различать предметы по величине, длине, высоте. Освоение практических действий: Освоение практических действий: - наложение, прикладывание, ощупывание, измерение, группировка предметов по одинаковому признаку. - наложение, прикладывание, ощупывание, измерение, группировка предметов по одинаковому признаку.
Результаты усвоения сенсорных эталонов Восприятие формы предметов Восприятие формы предметов
Результаты усвоения сенсорных эталонов Восприятие цвета предметов Восприятие цвета предметов
Результаты усвоения сенсорных эталонов Восприятие величины предметов Восприятие величины предметов
Научность Система дидактических принципов Воспитывающий и развивающий характер обучения Доступность Осознанность и активность Наглядность Последовательность и систематичность Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
Актуальность опыта Развитие восприятия в младшем дошкольном возрасте служит основой познания мира, создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Развитие восприятия в младшем дошкольном возрасте служит основой познания мира, создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.
Специально- организованная деятельность (занятия) Самостоятельная игровая деятельность детей (ее организация) Совместная деятельность воспитателя с детьми Игровая система сенсорного обучения состоит из 3-х основных блоков детской деятельности
Связь сенсорного воспитания с другими видами детской деятельности Изо- деятельност ь Конструи- рование Ознакомление с окружающим ФЭМП Двигательна я активность
Этапы формирования процесса восприятия 1 этап Практические материальные действия, выполненные с незнакомыми предметами 2 этап Сенсорные процессы перестроившиеся под влиянием практической деятельности 3 этап Активность восприятия протекает внутренне, на подсознательном уровне. Перцептивное действие превращается в умственное
Сенсорное экспериментирование в младшем дошкольном возрасте 1. С цветом. Окраска воды (оттенки цвета). Окраска воды (оттенки цвета). Получение цвета при смешивании красок. Получение цвета при смешивании красок. Ягодные краски. Ягодные краски. 2. С формой, величиной. Замораживание воды в формах. Замораживание воды в формах. Игры с песком, водой, глиной, пластилином. Игры с песком, водой, глиной, пластилином. Мыльные пузыри, воздушные шары. Мыльные пузыри, воздушные шары.