Информационное общество: диалог власти и граждан Богданов Андрей Владимирович руководитель проекта «Демократор» (495)
Демократор это веб-сайт, который позволяет гражданам объединяться вокруг общих социально-значимых проблем, совместно редактировать тексты коллективных обращений в органы государственной власти и местного самоуправления, отслеживать состояние работы по указанным коллективным обращениям.
Использование интернета в органах государственной и муниципальной власти Интернет используется как усовершенствованный канал передачи данных. Возможности интернета для объединения граждан, для обсуждения и выявления острых проблем а также как публичной площадки используются редко. Каждое ведомство решает проблему приёма обращений от граждан в электронном виде самостоятельно. В итоге появляется множество различных технических решений и связанные с этим проблемы: Возникают сложности у граждан - людям приходится осваивать новый интерфейс при обращении в новое ведомство. Большое многообразие технических решений существенно усложняет межведомственный документооборот (о проблемах межведомственного документооборота говорится в Государственной Программе "Информационное общество ( годы)"
По данным Левада-Центра только 16% граждан доверяют местным (городским, районным) органам власти и этот уровень доверия ежегодно снижается
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г р Один из пунктов программы: Задача Развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных технологий. Повышение открытости деятельности органов государственной власти Мероприятия создание сервисов для обеспечения общественного обсуждения и контроля за деятельностью органов государственной власти, создание инструментов общественного управления на муниципальном уровне О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество ( годы)»
Ожидаемый результат: Cоздание сервисов для обеспечения общественного обсуждения и контроля за деятельностью органов государственной власти, создание инструментов общественного управления на муниципальном уровне, в том числе: создание на базе единого технологического решения коммуникационной площадки для обеспечения обсуждения общественно значимых вопросов; создание инструментов вовлечения граждан и организаций в процесс принятия решений на уровне муниципального образования, в том числе с использованием мобильных устройств; создание электронных сервисов для общественного мониторинга деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; создание электронных сервисов для мониторинга приема и рассмотрения обращений граждан и организаций в органы государственной власти и органы местного самоуправления; внедрение решения в работу 300 муниципальных образований. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество ( годы)» Задачи, поставленные в 11 пункте Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество ( годы)» уже в большей части реализованы порталом «Демократор»
Суть системы «Демократор»: Демократор площадка для публичных коллективных обращений. Схема работы: граждане могут размещать проблемы, обсуждать их, формировать публичные коллективные обращения отправлять их, получать ответы, оценивать эти ответы.
Жизненный цикл проблемы 1. Публикация проблемы Автор может отметить что проблема решена. Если проблема не решена автор может инициировать новое обращение в вышестоящую или иную организацию Автор может написать обращение и собирать подписи граждан под этим обращением. В любой момент сам автор может распечатать полученный документ и отправить его 2. Сбор подписей в поддержку проблемы После того как набирается 50 подписей – обращение направляет портал «Демократор» 3. Организация направляет ответ 4. Обсуждение ответа (2 недели) идёт оценка ответа пользователями оценки влияют на рейтинг организации Проблема решена !!!
Пример коллективного обращения страница 1
Пример коллективного обращения страница 2
Ответ на коллективное обращение
Главные принципы проекта Публичность и открытость взаимодействия граждан с органами государственной власти различного уровня и местного самоуправления. Коллективность Наличие «народных» систем оценки качества работы органов государственной власти. Возможности «Демократора» Универсальность Общественный контроль за принятием решений властью Выявление общественно-значимых проблем Своевременное решение проблем с участием граждан без доведения ситуации до критической напряженности
Демократор – для органов государственной власти Система «Демократор» обеспечивает обратную связь (контроль и оценку качества работы чиновников), а главное – формирует и поддерживает лояльное отношение граждан к органам власти, так как конечным продуктом дискуссии групп граждан и власти является документ в виде «коллективного обращения», а не протестные призывы. По нашему мнению, внедрение в России информационной системы «Демократор» значительно снизит вероятность таких проявлений как «Кущевка», столкновения на Манежной площади, «крышевание» игорного бизнеса и т.п.
В «Демократоре» есть возможность посмотреть проблемы по любому региону
Уже сейчас нашей системой пользуются государственные и общественные деятели, члены различных политических партий. Пример – очень хорошее письмо (с законодательной инициативой), было написано главой Оленинского района Тверской области, членом партии «Единая Россия».
Демократор – для политических партий В системе есть очень резонансные проблемы (такие, которые поддержали несколько тысяч пользователей). Решение одной такой резонансной проблемы позволит помочь сразу многим людям. Как нам кажется, это может быть интересно для общественных организаций и политических партий.
При наличии электронного служебного кабинета можно: Публиковать ответы на коллективные обращения граждан. Брать отдельные проблемы «на контроль». Выбирать наиболее значимые проблемы и публично помогать их решать. Связываться с пользователями для уточнения информации, изложенной в обращениях и для решения проблем. Формировать документы в системе не на бланке «Демократора», а на своём собственном бланке либо на бланке своей партии. При этом – можно опираться на поддержку граждан, проголосовавших за важность проблемы. Использовать оценки граждан в как дополнительный источник информации о качестве работы подведомственных организаций.
Что даёт «Демократор» гражданам: готовый программный интерфейс для организации сбора голосов и коллективного редактирования обращений; публичность: мы занимаемся продвижением проекта вцелом, однако при увеличении аудитории сайта Вы можете рассчитывать на увеличение внимания к Вашей проблеме; удобный способ обращения в органы государственной и муниципальной власти.
В блогах Яндекс мы видим массу положительных отзывов от граждан о нашем проекте
Предложения портала «Демократор» к органам государственной власти и местного самоуправления: Сейчас перед нами стоит задача – добиться того, чтобы органы государственной власти регистрировали служебные кабинеты в нашей системе и использовали «Демократор» в своей работе. Этим будет обеспечена реализация 11 пункта Государственной программы «Информационное общество ( годы» Внедрение «Демократора» будет способствовать улучшению качества жизни граждан и социально-экономическому развитию страны. Портал «Демократор» готов внести коррективы, чтобы расширить возможности его использования.
Спасибо за внимание! Богданов Андрей Владимирович руководитель проекта «Демократор»