Использование интернета для привлечения общественного внимания к экологическим проблемам Богданов Андрей Владимирович руководитель проекта «Демократор»
Электронная демократия форма демократии, характеризующаяся использованием информационных технологий как основного средства для коллективных мыслительных и административных процессов. «Электронная демократия» и «электронное правительство» это совершенно разные понятия. Если последнее означает повышение оперативности и удобства доступа к услугам государства из любого места и в любое время, то первое относится к использованию информационных технологий для расширения возможностей каждого гражданина.
В последнее время начали появляться интернет-ресурсы, направленные на объединение людей для решения экологических проблем
1.Сбор подписей – это наиболее популярная форма проявления гражданской активности в интернете. 2.Можно ожидать роста гражданской активности в интернете в ближайшие годы. 3.Природоохранная тематика занимает второе место по популярности в интернете после правозащитной тематики. Распределение инициатив по сбору подписей в социальных медиа по сферам и объектам гражданской активности. Из доклада Общественной Палаты о состоянии Гражданского общества за 2009 год см.
Преимущества сбора подписей через интернет: Возможность привлечь к проблеме внимание широкой аудитории. Возможность «держать связь» с теми кто присоединился к электронному обращению, уведомлять людей о новостях, касающихся данной проблемы.
Проблемы существующих проектов: Под каждую проблему делать специальный сайт – дорого. Государственные органы не всегда уделяют электронным письмам такое же внимание как обычным бумажным письмам. Многие чиновники достаточно «вольно» трактуют закон об обращениях граждан – зачастую приходится выслушивать совершенно экзотические трактовки закона, выдуманные с целью «избавиться» от неудобного обращения.
Правовые основы использования интернета: ФЗ-59 от 2/5/2006 предоставляет гражданам право обращаться в государственные органы через информационные системы общего пользования. ФЗ-8 от 9/2/2009 позволяет гражданам запрашивать информацию о деятельности государственных органов (как в устной так и в письменной форме и в электронном виде). В том числе: информацию о расходовании бюджетных средств, регламенты работы и проч.
Демократор – глобальная система, в которой можно: увидеть проблемы, увидеть как организации решают проблемы, увидеть историю каждой проблемы, опубликовать свою проблему, поддержать проблемы других граждан, добиться решения проблемы. Работаем с февраля 2010 года Более 2000 пользователей за 2,5 месяца Более 800 проблем, более 30 проблем решено. Посещаемость человек в сутки без какой-либо рекламы и количество посетителей ежедневно растёт.
Примеры экологических проблем
Что даёт проект гражданам: готовый программный интерфейс для организации сбора подписей; публичность: мы занимаемся продвижением проекта вцелом, однако при увеличении аудитории сайта Вы можете рассчитывать на увеличение внимания к Вашей проблеме; демократичность: мы не заинтересованы в том, чтобы закрыть и спрятать проблему от внимания общественности; проблема, опубликованная в нашей системе помечается как решенная в том и только в том случае когда большинство пользователей, присоединившихся к проблеме удовлетворены предложенным решением; услуги по доставке коллективных обращений в бумажном виде; рекомендации по работе с проблемой (помощь в написании коллективных обращений).
Цели проекта Демократор реализация гражданами своих конституционных прав и свобод в рамках формируемого в Российской Федерации информационного общества; демократизация общества на основе современных информационных технологий; расширение гражданского участия в местном самоуправлении и в подготовке решений органами государственной власти различного уровня и местного самоуправления; повышение открытости, прозрачности и качества работы органов государственной власти различного уровня и местного самоуправления.
Демократор Обращения Аналитика по проблемам Проблемы Два способа добавления проблем: через сайт через телефонные приложения (с июня 2010 года)
Жизненный цикл проблемы 1. Публикация проблемы ЕСЛИ протестов менее 50% через 2 недели проблема считается решенной сбор протестов можно продолжать ЕСЛИ более 50% опротестовали ответ проблема считается нерешенной и остаётся открытой вплоть до получения нового ответа от организации Отправляется уведомление о проблеме по электронной почте в ответственную организацию 2. Сбор подписей в поддержку проблемы После того как набирается 50 подписей – формируется коллективное обращение на бумаге и передаётся под роспись ответственной организации 3. Организация направляет ответ сбор подписей прекращается 4. Обсуждение ответа (2 недели) идёт сбор протестов Проблема решена !!!
Преимущества такого жизненного цикла для системы: организация заинтересована в решении проблемы до того, как проблема получит широкую общественную огласку – при наличии ответа «блокируется» сбор подписей; отписки идут во вред организации, так как пользователи могут опротестовать ответ и возобновить сбор подписей за решение проблемы, ухудшая при этом показатели организации в системе и увеличивая публичность проблемы и значимость проблемы в системе «Демократор»; граждане заинтересованы в том, чтобы их проблему поддерживали только те, кого проблема действительно волнует. Если проблему будут подписывать все подряд, то возникнут сложности в том случае, когда потребуется опротестовать неудовлетворительный ответ от организации.
Статистика
Спасибо за внимание! Богданов Андрей Владимирович руководитель проекта «Демократор»