Федоров Константин Николаевич, Консультант, бизнес-тренер Разработка системы сбалансированных показателей (BSC) Понимание содержания вопроса 2007
Концепции управления эффективностью компании – Performance based management Концепция BSC – Сбалансированная система показателей Концепция EVA – Экономическая добавленная стоимость Концепция Tableau de bord – Цифровая панель управления Концепция ABM – Управление на основе процессов Концепция BSC Эффективность компании (повышение стоимости) рассматривается с точки зрения взаимосвязанных показателей деятельности компании в рамках 4 перспектив: Финансы; Клиенты; Бизнес- процессы; Обучение и развитие Стратегические цели компании в рамках 4 перспектив декомпозируются до показателей отдельных подразделений компании Концепция EVA Эффективность компании (повышение стоимости) кореллирует с показателем EVA Факторы, определяющие EVA считаются основными драйверами стоимости компании Стратегические цели компании связаны с оптимизацией факторов EVA EVA представляет собой единый показатель эффективности Концепция TDB Эффективность компании рассматривается с точки зрения различных перспектив: Акционеры, Клиенты, Общество, Бизнес-процессы, партнеры, персонал Возможно гибкое использование перспектив Основой декомпозиции показателей выступает оргструктура Концепция ABM Эффективность компании рассматривается в разрезе основных бизнес-процессов Стратегические цели и показатели деятельности компании верхнего уровня декомпозируются в разрезе бизнес-процессов Performance based management – Управление эффективностью компании Сегодня методы и подходы управления эффективностью представлены во всем многообразии: от набора классических финансовых показателей до современных концепций экономической добавленной стоимости (EVA), процессно- ориентированного управления (ABM), французской цифровой панели управления (tableau de bord) и сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard)
Сравнение подходов к управлению эффективностью ПодходПреимущества подходов Недостатки подходовИспользование в мире BSCОдновременный учет нефинансовых показателей и финансовой эффективности Причинно-следственная связь между показателями Разносторонние перспективы оценки эффективности Поддерживается большинством Корпоративных информационных систем Необходимость оптимизировать набор перспектив под конкретную ситуацию Половина компаний из перечня Global 1000 В России внедрения BSC проводили компанииЛукойл, Северсталь, «Котласский ЦБК» EVAФокус на инвесторах, Интегрированный показатель, позволяющий оценить влияние изменений основных параметров на акционерную стоимость Причинно-следственная взаимосвязь финансовых показателей Возможность цифрового расчета большинства показателей Сложность расчета показателя и необходимость внедрять процедуры В более чем 250 лидирующих компаниях с мировым именем Tableau de bord Гибкое использование различных перспектив эффективности, учет перспектив поставщиков (партнеров), общества (государство) Акцент на внутренние процессы компании Глубокая проработка и длительная история использования системы Сложность ИТ поддержки системы в силу узкого распространения Французские компании Компании франкоязычных государств Компания Schlumberger Limited ABM Простота и удобство согласования системы KPI и организационной структуры компании Увязывает цели компании и деятельность Наиболее Требует корректировки организационной структуры и структуры основных бизнес-процессов Большинство мировых компаний используют этот подход совместно с другими концепциями
Определение BSC. Взаимосвязь BSC и стратегии BALANCED SCORECARD (BSC), или Сбалансированная система показателей (ССП) - система управления, позволяющая Руководителям переводить стратегические цели компании в четкий план оперативной деятельности подразделений и ключевых сотрудников и оценивать результаты их деятельности с точки зрения реализации стратегии с помощью ключевых показателей эффективности* *Источник: ФинансыКлиентыПроцессыОбучение и развитие Ключевые факторы успеха Стратегия Миссия Видение Куда движется компания? Как компания планирует достичь своей цели? Что компания должна делать хорошо чтобы достичь своих целей? Как измерить движение компании? предоставление менеджеру инструмента управления в условиях жесткой конкуренции ЦЕЛЬ BSCЦЕЛЬ BSC ЗАДАЧИ BSCЗАДАЧИ BSC Трансформация миссии компании в конкретные, вполне осязаемые задачи и показатели Конкретизация стратегии компании Перевод общей стратегии компании в термины операционного процесса Планирование и контроль достижения стратегических целей компании
Четыре измерения стратегии Экономика и финансы Для финансового успеха, как наша компания должна выглядеть перед акционерами? Обучение и развитие Для достижения наших целей, как обеспечить способность компании к изменениям? Внутренние процессы Как организовать бизнес процессы, чтобы инвесторы и покупатели были довольны? Покупатели и клиенты Для достижения наших целей, каков должен быть наш имидж в глазах покупателей? Цели и стратегия
Сбалансированная карта показателей – Balanced Scorecard (BSC) Стратегические цели в разрезе перспектив Стратегические цели в разрезе перспектив Совокупные активы ($) Совокупные активы на сотрудника ($) Доля доходов в совокупных активах (%) Доход компании на одного сотрудника ($) Доходы от новых продуктов/клиентов ($) Доля прибыли в совокупных активах (%) Прибыль компании на одного сотрудника ($) Количество клиентов (#) Доля рынка (%) Средний оборот на одного клиента (%) Среднее время на взаимодействие с одним клиентом (#) Индекс лояльности клиентов (%) Индекс удовлетворенности клиентов (%) Своевременная доставка (%) Улучшение производительности (%) Административные расходы ($) Оборачиваемость складских запасов (#) Время подготовки производства (#) Стоимость административных ошибок ($) Текучесть кадров (#) Время на обучение (#) Среднее время отсутствия (#) Ежегодные затраты на обучение на человека ($) Индекс удовлетворенности сотрудников (#) Финансовая перспектива Чтобы удовлетворить акционеров, каких финансовых результатов нужно достичь Финансовая перспектива Чтобы удовлетворить акционеров, каких финансовых результатов нужно достичь Удовлетворение потребителей Чтобы достичь желаемых финансовых результатов какие потребности клиентов нужно удовлетворить Удовлетворение потребителей Чтобы достичь желаемых финансовых результатов какие потребности клиентов нужно удовлетворить Внутренние процессы Какие процессы необходимо совершенствовать для удовлетворения клиентов Внутренние процессы Какие процессы необходимо совершенствовать для удовлетворения клиентов Обучение и развитие Как компания должна расти и развиваться для выполнения своих целей Обучение и развитие Как компания должна расти и развиваться для выполнения своих целей Примеры показателей Основная цель деятельности Основная цель деятельности Повышение эффективности компании в разрезе 4 перспектив
Причины успеха внедрения BSC. Примеры удачных внедрений* Mobile Лидер на рынке Cash Flow + $1,2 млн. ROI с 6 до 16% Mobile Лидер на рынке Cash Flow + $1,2 млн. ROI с 6 до 16% Основная причина успеха внедрения карты сбалансированных показателей UPS Рост выручки на 9% Рост прибыли на 33% UPS Рост выручки на 9% Рост прибыли на 33% ATT Canada Увеличение стоимости бизнеса на $ 7 млн. ATT Canada Увеличение стоимости бизнеса на $ 7 млн. Wells Fargo Рост числа клиентов 450% (!) Wells Fargo Рост числа клиентов 450% (!) *Источник: данные компании Strategica (Москва, 2005 г.) 2-5 лет 2 года 3 года СОГЛАСОВАННОСТЬ И ФОКУС!!! Четко сформулировать стратегию и перевести ее в плоскость конкретных стратегических задач Установить взаимосвязь между стратегическими целями и показателями их достижения Планировать, определять цели и стратегические инициативы Расширять обратную связь BSC Базовые принципы BSC