Цели: Образовательная - осознание учащимися значимости Конституции как правовой основы для развития общества. Развивающая – развитие коммуникативно-ценностных умений. Воспитательная – формирование личностно- ориентированного отношения к системе демократических ценностей.
Задачи: развитие умений работать с документами правового характера, формирование навыков группового взаимодействия и развитие интеллектуальных компетенций; воспитание толерантности и уважительного отношения к чужому мнению и формирование гражданской позиции; рассмотрение соотношения политического режима и содержания Конституции (на примере России).
Организационно-мобилизационный этап Опережающее задание: раскрыть смысл названия темы урока, поставить знак препинания в конце темы, определив группы проблем, выразив свое отношение
Правовая экспресс-разминка 1 группа – А) найти обобщающее слово в перечне понятий: реализация прав и свобод, многопартийность, идеология, режим, характер власти, гражданское общество. Б) Определить взаимосвязь остальных понятий с ключевым словом. 2 группа – Соотнести термин и его определение: ТерминПонятие 1.Формы правленияА) народовластие 2.ПлюрализмБ) характер соотношения центральной и местной власти 3.ИдеологияВ) организация органов высшей власти 4.ФедерацияГ) система идей и взглядов 5.Формы государственного устройства Д) разнообразие выбора форм политической жизни 6. ДемократияЕ) форма государственного устройства, при которой существует равноправие территориальных субъектов
3 группа – Составить ключевой термин, определив понятия и взяв из них указанные буквы: Политическая деятельность, направленная на формирование органов власти (ВЫБОРЫ) Независимость государства во внутренней и внешней политике (СУВЕРЕНИТЕТ) Устойчивая политико-правовая связь гражданина и государства (ГРАЖДАНСТВО) Признание власти законной (ЛЕГИТИМНОСТЬ) Единоличная, наследственная форма власти (МОНАРХИЯ) 54441
Этап актуализации знаний и умений В предложенной схеме заполните пропуски
1 группа – составить коллаж « Демократический режим » (Результат – защита созданных проектов) 2 группа – составить коллаж « Недемократический режим » (Результат – защита созданных проектов) 3 группа – решение правовых задач
Правовые ситуации Определите, для какого государства характерно следующее высказывание, и назовите четыре его сущностные черты: 1. « Государственная власть в государстве осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны ». 2. Гражданин Ш. решил поехать по туристической путевке за границу. Для этого ему нужно было не только купить путевку, но и получить характеристику в общественной организации, существующей на его предприятии, в партийной организации, представляющей правящую партию государства, у директора предприятия. Затем ему необходимо было пройти собеседование в районной организации правящей партии, целью которого было выяснение его лояльности по отношению к правящей партии, а также проверка готовности отстаивать политику, проводимую в стране в полемике с иностранными гражданами. Какой тип политического режима существует в стране, в которой живет гражданин Ш.? Какие признаки этого режима власти можете назвать?
Историческая ретроспектива Исторический кворум – знакомство с идеями правовых проектов в XIX – ХХ вв. Сперанский М.М. Александр I Пестель П. И. Муравьев Н.М. Александр II Лорис-Меликов М. Т. Николай II
Опережающее задание для всех групп учащихся Почему, несмотря на большое количество конституционных проектов, они не были реализованы? Проблемные задания 1 группа – Что объединяет все эти проекты? 2 группа – Какой из проектов был более реалистичен и необходим России? 3 группа – Используя предложенные проекты, составить свои вариант Конституции для России.
Составление кластера по вопросу: « Роль Конституции в общественной жизни » Основной закон государства Высшая юридическая сила Принцип жизни Гарантия прав и свобод Достойное бесконфликтное существование Воплощение социальной справедливости
Итоговое обобщение Организация дискуссии по теме «Конституция государства должна быть такой, чтобы не нарушать конституцию гражданина» Станислав Ежи Лец. Используя текст документа, свои теоретические знания и факты общественной жизни выскажите свою позицию. Домашнее задание – Эссе, в котором нужно раскрыть только смысл и проблему «Имею право или обязан?»