О формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Карелия
Нормативная правовая база Закон РФ «Об образовании» Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования России от г Рекомендации «О формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений РК», утвержденные приказом Минобразования РК от г. 884
Целью аттестации является определение соответствия достигнутого уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им заявленной квалификационной категории. Основными задачами аттестации являются: стимулирование непрерывного профессионального роста педагогических и руководящих работников; выявление лидеров образования, передового педагогического опыта; усиление роли педагогической общественности в оценке результатов педагогической деятельности; материальная поддержка высокопрофессиональных педагогических и руководящих работников РК.
Формами проведения аттестационной экспертизы являются: для педагогических работников: - экзамен, - самоанализ результатов профессиональной деятельности, - самоанализ и представление результатов профессиональной деятельности, - защита методической разработки, образовательной программы, проекта; для руководителей учреждений образования, заместителей руководителя учреждений образования, руководителей структурных подразделений учреждений образования: - представление результатов аттестации образовательного учреждения; - самоанализ и представление результатов профессиональной деятельности
Критерии для педагогических работников: - положительные результаты и динамика учебных достижений обучающихся за последние три года; - положительные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам; - использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения по предмету и в воспитательной работе; - обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер- классы, семинары, конференции, круглые столы и др.); - участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, проектах; - повышение квалификации и профессиональная переподготовка за последние пять лет; - позитивные результаты деятельности педагогических работников по выполнению функции классного руководителя, руководителя педагогической практики и т.д.
Критерии для руководящих работников: - высокое качество результатов обучения и воспитания; - эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе и управленческой деятельности; - обеспечение доступности качественного образования (низкий по отношению к региональному процент обучающихся, не получивших в Учреждении основное общее образование до достижения 15-летнего возраста; предоставление возможности получения образования в различных формах; реализация профильного обучения и др.) - эффективность реализации программы развития учреждения; - сочетание принципов единоначалия и самоуправления (демократичный характер принятия решений, эффективная деятельность органов самоуправления и т.д.); - создание условий для сохранения здоровья обучающихся; - позитивное отношение родителей (законных представителей), выпускников и местного сообщества к Учреждению; - обеспечение условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса в Учреждении; - участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах, проектах и т.п.; - создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования.
Освобождение от экспертизы результатов профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников, награжденных государственными наградами Российской Федерации и (или) Республики Карелия, отраслевыми нагрудными знаками Российской Федерации, победителей конкурсов профессионального мастерства за последние три года при подтверждении категории: - педагогическим работникам, руководителям структурных подразделений образовательных учреждений на основании личного заявления на проведение аттестации и ходатайства руководителя образовательного учреждения; - руководителям, заместителям руководителя образовательных учреждений на основании личного заявления на проведение аттестации и ходатайства учредителя, если они награждены вышеперечисленными наградами в должности руководителей, заместителей и образовательное учреждение имеет положительные результаты аттестации.
В заявлении (по установленной форме) - четко формулируются результаты работы за последние три года (или за период с момента предыдущей аттестации), которые аттестуемый предлагает предъявить в ходе аттестации; - повышение квалификации за последние 5 лет (указываются сроки прохождения курсов, стажировок, семинаров, конференций и т.д; общее количество часов); - награды (полное наименование, год награждения); - форма проведения экспертизы и желательные сроки аттестации.
Экспертная группа: - рассматривает документы аттестуемых; - составляет график проведения аттестации педагогических и руководящих работников; - вносит на рассмотрение ГАК предложение об освобождении от экспертизы результатов профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников; - проводит экспертизу результатов профессиональной деятельности и готовит экспертное заключение; - секретарь экспертной группы ведет протоколы заседаний экспертной группы, передает документы по итогам аттестационной экспертизы (экспертное заключение, личное заявление аттестуемого с приложениями) секретарю Главной аттестационной комиссии РК за 10 дней до проведения заседания Главной аттестационной комиссии.
Формы проведения аттестационной экспертизы педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Карелия Формы проведенияКатегории работников системы образования Педагогические работникиРуководящие работники Подтверждение категории Повышени е категории Подтверждени е категории Повышение категории 1Экзамен-+-- 2Самоанализ результатов профессиональной деятельности Самоанализ и представление результатов профессиональной деятельности Защита методической разработки, образовательной программы, проекта Представление результатов лицензирования, аттестации и аккредитации образовательного учреждения --++