СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ "Игра как приоритетное средство развития дошкольников" Форма проведения: Игра Игра "Что? Где? Когда?« Подготовила: Орлова В.Л.
"Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет детским коллективом…. Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем". Макаренко А.С.
Цель: объединить усилия коллектива МДОУ для повышения уровня организации сюжетно- ролевой и дидактической игры, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки. Задачи: 1.Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей 2.Повышать методический уровень педагогов по организации сюжетно- ролевой и дидактической игры 3.Способствовать творческому поиску 4.Скорректировать работу по организации сюжетно- ролевой и дидактической игры в МДОУ
1 задание: Визитная карточка команд (приветствие название, девиз)
2 задание: Разминка 1 команда: ---Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием… 2 команда: --- Что является структурным компонентом игры?
1 команда ---Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно- ролевой игры 2команда ---Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль
1команда --- Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Назовите эти стороны. 2команда --- Основные виды дидактических игр
1команда ---Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… 2 команда ---Один из принципов организации сюжетно- ролевой игры - это
1 сектор Педагогические ситуации Маша, Ваня и Кирилл решили играть в "Морское путешествие". "Чур, я капитан корабля", - говорит Ваня. "Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан", - запротестовали Маша и Кирилл Вопросы: 1.Как воспитателю разрешить данную ситуацию? 2.Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?
Максим быстро взял себе игрушки для игры в "Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и "космическое питание", и "солнечные батареи" для перезарядки двигателей. "А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть", - сказали ребята. Вопросы: 1.Как поступить воспитателю в данной ситуации? 2.Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?
Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя. Вопросы: Какова должна быть реакция педагога?
Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет. Вопрос: Как поступить воспитателю?
Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в "войну". Вопрос: Как должен поступить педагог?
Дети повторяют в игре "некрасивое" поведение взрослых. Вопрос: Как должен отреагировать на это воспитатель?
Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается. Вопрос: Как отреагировать в этом случае воспитателю? Как правильно вовлечь девочку в игру?
2 сектор Сюжетно- ролевые игры младшего и среднего возраста
1 команда Назовите приемы руководства играми малышей 2 команда Сформулируйте задачи руководства играми малышей
1 команда: спланируйте предварительную работу к сюжетно- ролевой игре "Шоферы" 2 команда: спланируйте предварительную работу к сюжетно- ролевой игре "Семья"
3 сектор: Дидактические игры
1 задание: Как Вы думаете, в чём заключается педагогическая ценность дидактических игр?
1) В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. 2) Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
3) Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей. 4) Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности.Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
2 задание: Методика организации дидактических игр
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дид. игры, её проведение и анализ
3 задание: Назовите основные компоненты подготовительного этапа дид. игры.
отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы; определение наиболее удобного времени проведения дид. игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время); выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим; определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
подготовка необходимого дид-го материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…); подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
4 задание: Назовите основные компоненты второго этапа проведения дид. игры.
ознакомление детей с содержанием игры, с дид-им материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил ; показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дид-ой задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
4 сектор: Сюжетно- ролевые игры старшего возраста
1 задание : 1 команда: Назовите сюжетно- ролевые игры с производственным сюжетом 2 команда: Назовите общественно-политические сюжетно- ролевые игры
1 команда: Составьте перечень оборудования для сюжетно- ролевой игры "Морской порт" 2 команда: Составьте перечень оборудования для сюжетно- ролевой игры "МЧС"
Черный ящик: задание каждой команде
Против знатоков играет старшая медсестра Толкачева НА. Внимание! Вопрос! Назовите гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры./ гигиенические условия организации дидактической игры
А теперь против знатоков играет заведующая В.И. Орлова Внимание, вопрос! Назовите отечественных педагогов и психологов, занимающихся исследованиями проблемы детской игры
Против знатоков играет родительница МДОУ Внимание, вопрос! Сколько игрушек должно быть у ребенка?
Против знатоков играет старший воспитатель В.Л. Орлова На что направлен анализ проведённой дидактической игры
Против знатоков играет воспитатель д/с 47 Внимание вопрос! Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру
Решение семинара- практикума: 1.В целях совершенствования условий для организации сюжетно- ролевых игр в группах пополнить развивающую среду атрибуты для игр в соответствии с возрастом. 2.систематически планировать и проводить сюжетно- ролевые игры в соответствии с программными требованиями. (Отв. все воспитатели) 3.Составить конспекты сюжетно- ролевых игр по всем возрастам (отв. все воспитатели )
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!