УДК 378 О.В. Явойская Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург
«Изменения, происходящие в российской экономике, развитие новых экономических механизмов требуют квалифицированного кадрового обеспечения. В настоящее время в связи со структурными изменениями в российской экономике и сфере занятости населения возрастают требования со стороны работодателей и рынка труда к уровню квалификации кадров, их профессиональной компетентности», - как отметил академик Г.М. Романцев.
С 2011 года российские ВУЗы переходят на двухуровневую систему образования: бакалавриата и магистратуры. В связи с уровневой системой вводятся новые понятия: «направление подготовки», «бакалавр», «магистратура», «профиль».
В соответствии с ФГОС-3 поколения бакалавр по направлению подготовки « Агроинженерия» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: профессионально- технологическая, организационно-управленческая, научно- исследовательская, проектная.
Бакалавр должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профилем подготовки и видами профессиональной деятельности. Научно-исследовательская деятельность предполагает участие в проведении научных исследований по утвержденным методикам, участие в экспериментальных исследованиях, составлении их описания и выводов.
В ФГОС-3 допускается разделом практики проведении НИРС: изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижении отечественной и зарубежной науки и техники; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации; выступать с докладом на конференции.
Реализация компетентного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой.
Научно-исследовательскую работу студентов можно рассматривать как работу, дополняющую учебный процесс, так и работу, параллельную учебному процессу. На младших курсах важно начать формировать исследовательскую компетентность бакалавров, определить формы и методы осуществления исследовательской деятельности.
Четко сформулированная задача, интерес преподавателя к научной работе повышает качество работы бакалавра – участие в кафедральном кружке, в научных конференциях разного уровня: внутривузовских, всероссийских, международных. На конференции студенты выступают со своей работой перед широкой аудиторией, что заставляет особенно тщательно готовить свое выступление, развивать культуру речи (ОК-1), использовать презентации для представления материала. Докладчик имеет возможность сравнивать свою работу с другими, отметить сильные и слабые стороны своего выступления.
Самостоятельная научная работа может проводиться в учебное и вне учебное время. Учебно-исследовательская работа позволяет шире изучить предмет. Число обязательных часов на изучение дисциплины «Материаловедение. Технология конструкционных материалов» постоянно сокращается, несмотря на то, что объем изучаемого материала увеличивается. Машиностроение значительно расширилось номенклатурой материалов с повышенными требованиями к прочности, коррозионной стойкости. При эксплуатации выбранные материалы подвергаются разнообразным нагрузкам, поэтому при изучении М.ТКМ должны использоваться современные материалы.
Студенты по-разному реагируют на занятие научной работой. Можно выделить 3 группы студентов: 1) имеют поверхностные знания о дисциплине, не воспринимают значение научной деятельности, не хотят выступать на конференциях, участвуют как слушатели; 2) знают основные положения предмета, способные анализировать, излагать и оформлять результаты, к исследовательской деятельности не проявляют интереса, выступают только на институтской (факультетской) конференции;
3) имеют глубокие знания, могут выявить проблему, сформулировать цель, задачу, раскрывают наиболее полно результаты, участвуют в конференциях разного уровня – Всероссийских, Международных, проявляют заинтересованность, стремление узнать и освоить больше. В итоге проявляют желание обучаться в магистратуре и аспирантуре.
В заключении я приведу цитату ректора МГУ им. М. В. Ломоносова академика В. А. Садовничего: «Обучение студентов должно строиться, прежде всего, на исследовательской работе».
Также, хочу отметить, что 16 сентября 2013 года Саратовскому государственному аграрному университету им. Н. Вавилова исполняется 100 лет! Поздравляем!!!