«В области глагола протекают напряжённые процессы конструктивного объединения элементов речи» В.В.Виноградов
использование вместо определенного числа и лица неопределенной формы глагола смешение окончания глаголов при их изменении по лицам и числам не учитываются фонетические изменения, происходящие в слове при спряжении переносятся окончания одного спряжения в другое спряжение разноспрягаемых глаголов
не образуются возвратные формы глаголов трудности преобразования совершенного вида глаголов опускается приставка замена приставок унификация приставок
Вторая младшая группа.Средняя группа.Старшая группа.Подготовительная к школе группа. Словоизменение Употребление повелительного наклонения глаголов. Иди, беги, спой, нарисуйИщи, положи, лягНагнись, маши, скачи, вытри, намажь, сложи Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе. Собирал, играла.Взял, подняла, упало. Понимание и правильное употребление глаголов. Одеть - надеть Согласование глаголов 3 лица настоящего времени и существительных в числе. Идёт – идут, стоит – стоят и т.д. Употребление разноспрягаемых глаголов 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. Понимание. Я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят. (Бегу). Использование. Я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят. (Бегу) Я звоню, ты звонишь, вы звоните, мы звоним, они звонят. Словообразование Образование возвратной формы глаголов. Понимание. Умывать - умываться, одевать – одеваться и т.д. Использование. Умывать - умываться, одевать – одеваться и т.д. Образование глаголов совершенного (приставки с, на, по, про) и несовершенного (суффиксы ива, ыва, ва) вида. Петь – спеть, писать – написать, обедать – пообедать, читать – прочитать. Образование глаголов с наиболее продуктивными приставками. Лить – налить – вылить – полить. Шить – вышить – пришить – зашить – подшить. Ехать – объехать, переехать, въехать, подъехать, отъехать. Лететь, ходить. Методические особенности Используются приёмы сопряжённой и отражённой речи. Ошибки исправляются главным образом путём повторения правильного слова. Трудные грамматические формы, сложные для детей, образует воспитатель. Когда изменить слово легко, можно предоставлять детям самостоятельность. Лучше идти от трудной формы к лёгкой. Образец остаётся ведущим приёмом обучения. А.М. Бородич предлагает приём отражённой речи с формулировкой вопроса, с которым можно обратиться к персонажу игры: - Спроси у Наташи: «Ты хочешь конфету?» По-прежнему используется образец грамматической формы. Образцом может быть и речь самих детей. Необходимо создавать условия для речевого творчества – самостоятельного образования трудных форм слов. Используются картинки, словесные дидактические игры, лексико - грамматические упражнения.