Проблемное обучение – путь к формированию творчески мыслящей личности, способной к самостоятельному принятию решений.
Способный принимать самостоятельные решения Обладающий приёмами учения Готовый к сотрудничес тву для достижения совместного результата Умею щий жить среди людей
Способный принимать самостоятельные решения Обладающий приёмами учения Готовый к сотрудничес тву для достижения совместного результата Умею щий жить среди людей Технология обучения детей ?
Проблемное обучение Проблемное обучение [греч. problēma - задача, задание] система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Проблемное обучение Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач.
Анализирует Синтезирует Сравни вает Конкретизирует Получает новую информацию
Проблемное обучение целесообразно применять: -когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий; -когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности); - когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени
М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения: Проблемное изложение знаний Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний; Исследовательский метод обучения
Цель: научить учащихся идти путём самостоятельных находок и открытий; Для достижения этой цели надо решать следующие задачи: 1.Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования. 2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями. 3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.
Структура проблемного урока Организационный момент Актуализация знаний Постановка проблемы «Открытие» детьми нового знания Первичное закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой в классе ПовторениеРефлексия
Этапы познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации : Проблемная ситуация Проблема Поиск способов решения Решение проблемы
Цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов Возникновение проблемной ситуации Осознание сущности затруднения и постановка проблемы Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы Доказательство гипотезы Проверка правильности решения проблем
Общие функции проблемного обучения: Усвоение учащимися системы знаний и способов умственной практической деятельности; развитие познавательной самостоятельности и творческих способностейучащихся; формирование диалектико-материалистического мышления Специальные функции проблемного обучения: воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности); воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы; формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).
Спасибо за внимание