Этап (годы) Концепция использования информации Вид ИС Цель использования Бумажный поток расчетных документов ИС обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах Повышение скорости обработки документов. Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты Основная помощь в подготовке отчетов Управленческие ИС для производственной информации Ускорение процесса подготовки отчетности Управленческий контроль реализации (продаж) Системы поддержки принятия решений. Системы для высшего звена управления Выборка наиболее рационального решения Информация – стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество Стратегические ИС. Автоматизированные офисы. Выживание и процветание фирмы.
Ввод информации Обработка информации Вывод информации Обратная связь Персонал организации или другая информационная система Аппаратная и программная часть информационной системы
любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем; ИС – динамичная и развивающая система; при построении ИС необходимо использовать системный подход; выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения; ИС следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации
получению наиболее рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов, интеллектуальных систем; автоматизации рутинных процессов; обеспечению достоверности информации; замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты для переработки информации на компьютере и снижению объема бумажных документов; совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота; уменьшению затрат на производство продуктов и услуг; предоставлению потребителям уникальных услуг; отысканию новых рыночных ниш; привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им скидок и услуг.
Информационная система Информационное обеспечение Организационное обеспечение Правовое обеспечение Программное обеспечение Математическое обеспечение Техническое обеспечение
Информационные системы для структурированных задач (автоматизация решения) для частично структурированных или неструктурированных задач создающие управленческие отчеты разрабатывающие альтернативы решений модельныеэкспертные
Структурированная (формализуемая) задача – задача, в которой известны все ее элементы и взаимосвязи между ними. Неструктурированная (неформализуемая) задача – задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи: a)ИС, создающие управленческие отчеты, предоставляют пользователю информационную поддержку, т.е. доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку. b)ИС, разрабатывающие возможные альтернативы решения - принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенной альтернатив: Модельные ИС предоставляют пользователю математические, статические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения Экспертные ИС обеспечивают выработку и оценку пользователем возможных альтернатив за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.
Информационные системы Ручные Автоматизированные Автоматические Информационно-поисковые Информационно-решающие Интегрированные Организационного управления Управления ТП САПР Управляющие Советующие По степени автоматизации По сфере примененияПо характеру использования информации
Классификация по степени автоматизации Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека. Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру.
Информационно - поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение и выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Информационно - решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму : a. Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решения. b. Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не реализуется им немедленно в серии конкретных действий.
ИС интегрированные ( корпоративные ) ИС применяют для автоматизации всех функций данной организации в рамках всего цикла – от проектирования до сбыта продукции. ИС организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. ИС управления технологическими процессами служат для автоматизации функций производственного персонала. ИС автоматизированного проектирования ( САПР ) предназначены для автоматизации функций инженеров - проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники и технологии.