Синайское законодательство
Получение от Бога Десяти Заповедей является самым знаменательным ветхозаветным событием. С Десятью Заповедями связано само образование еврейского народа. Действительно, до получения заповедей в Египте жило семитское племя бесправных и огрубевших рабов, после Синайского законодательства возникает народ, призванный верить и служить Богу, из которого в последствии произошли великие пророки, апостолы и святые первых веков христианства. Из него же родился по плоти Сам Спаситель мира Господь Иисус Христос.
В Библии рассказывается об угнетении евреев в Египте. О рождении Моисея – человека, которому уготовано было стать спасителем своего народа, спасителем от истребления его в условиях египетского рабства
Пророк Моисей
Жизнь Моисея делится на три равные части: 40 лет в Египте, потом 40 лет в Аравийской пустыне и 40 лет служения народу Израильскому. Всего 120 лет. Призвание Моисея начинается с видения неопалимой купины – куста, который горел и не сгорал. Через это явление Моисей призывается для служения.
За полторы тысячи лет до Рождества Христова, после великих чудес, совершенных пророком Моисеем в Египте, фараон вынужден был отпустить еврейский народ, и тот, перейдя чудесным образом Красное море, пошел по пустыне Синайского полуострова на юг, направляясь к обещанной (Обетованной) земле. К пятидесятому дню после исхода из Египта еврейский народ подошел к подножью Синайской горы и расположился здесь станом.
Горы - Синай Синай. Рассвет
Монастырь св. Екатерины у подножья Синайских гор
Здесь Моисей взошел на гору, и Господь сказал ему: "Так скажи сынам израилевым: если будете слушаться голоса Моего, то будете Моим народом". Когда Моисей сошел с горы, он передал народу волю Божию. Евреи отвечали: "Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны". Господь повелел Моисею приготовить народ к третьему дню для принятия Закона Божия. Евреи постом и молитвою готовились к этому дню. На третий день, который был пятидесятым от еврейской Пасхи, то есть от исхода евреев из Египта, густое облако покрыло вершину горы Синая. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался сильный трубный звук. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. И изрек (то есть, сказал) Господь Свой закон в десяти заповедях.
Приняв заповеди, еврейский народ обещал их соблюдать, и таким образом был заключен Завет (союз) между Богом и евреями, состоящий в том, что Господь обещал еврейскому народу Свои милости и покровительство, а евреи обещали праведно жить. После заключения союза Моисей снова взошел на гору и пробыл там в посте и молитве в течение сорока дней.
К концу сорока дней Бог написал Свои Десять Заповедей, данные раньше устно, на двух каменных плитах (скрижалях) и повелел хранить их в Ковчеге завета (позолоченном ящике с изображениями херувимов наверху крышки) для вечного напоминания о Завете, заключенном между Им и израильским народом. Каменные скрижали – каменные плиты с заповедями данными Богом. Ковчег завета - позолоченный ящик с изображениями херувимов наверху крышки для хранения каменных скрижалей завета.
Моисей получает скрижали завета
Десять Заповедей Десять заповедей, или повелений, которые Бог дал Своему народу, точно указывают, что должен делать человек и чего избегать, если хочет любить Бога и ближних.
Первая заповедь 1. Я, Господь Бог твой; чтобы не было у тебя других богов, кроме Меня. Заповедь эта повелевает любить Бога больше всего и, кроме Него, не воздавать никому Божеской почести. Святых угодников Божиих следует тоже почитать, но не так, как Самого Бога, а как людей более других угодных Богу, как молитвенников и заступников наших перед Ним.
Вторая заповедь 2. Не сотвори себе кумира. Т.е. идола и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею; не кланяйся и не служи им. Так как все в мире сотворено Богом, то Ему одному следует покланяться и Его одного следует почитать Божеством. Делать идолов и им поклоняться никак не следует. Поклоняясь святой иконе, мы должны представлять себе того, кто изображен на ней, и ему поклоняться, а не считать самые иконы за Божество.
Третья заповедь 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. Не должно святое и великое имя Божие произносить праздно, в пустых разговорах, а потому и божиться и клясться понапрасну заповедь эта запрещает.
Четвертая заповедь 4. Помни день субботний. Шесть будничных дней недели человек должен трудиться, работать, и вообще заботиться обо всем, что нужно для его земной жизни. Седьмой же день надо посвятить Богу, то есть отделить его для Господа, молиться Ему, читать во славу Божию полезные книги, помогать бедным, и делать как можно больше добра. В Ветхом Завете так праздновалась суббота, сейчас вместо субботы, в память воскресения Христа из мертвых, празднуется воскресенье.
Пятая заповедь 5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле. Должно любить и уважать родителей, слушаться их добрых наставлений и советов, заботиться о них в болезнях, быть опорою им в старости и нуждах, также должно почитать прочих родственников, старших, благодетелей, учителей, духовных отцов и начальников; за это Бог обещает продлить земную жизнь.
Шестая заповедь 6. Не убей. Под убийством разумеется не только лишение жизни себя или кого-либо другого, но если и допускаем других до убийства своим приказанием, советом, помощью, согласием. Воспрещается этой заповедью также необуздание своего гнева и оскорбление ближнего всяким бранным словом. Заповедь эта повелевает жить со всеми в мире и согласии, а также кротко обращаться с животными.
Седьмая заповедь 7. Не прелюбодействуй. Этой заповедью Господь запрещает мужу и жене нарушать взаимную верность и любовь. Неженатым же Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний. Обжорство, пьянство и вообще всякое излишество и необузданность также запрещаются этой заповедью.
Восьмая заповедь 8. Не воруй. Ничего чужого не бери без спроса ни явно, ни тайно; не обманывай при продаже; при всякой сделке рассчитывайся честно; не скрывай найденное; всякую работу оканчивай к обещанному сроку и делай ее по совести.
Девятая заповедь 9. Не произноси на другого ложного свидетельства. Заповедь эта запрещает лгать, клеветать, говорить о людях дурное, осуждать их, а также верить клеветникам. Заповедь эта повелевает всегда держать свое слово честно.
Десятая заповедь 10. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни какого скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему. Заповедь эта запрещает завидовать чужому добру и повелевает довольствоваться тем, что имеешь. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний - и все недобрые злые дела.
В Десяти Заповедях есть определенная последовательность. Так, в первых четырех заповедях говорится об обязанностях человека по отношению к Богу, следующие пять определяют взаимоотношения между людьми, последняя призывает к чистоте мыслей и желаний.
Десять Заповедей определяют моральное поведение человека. О них следует сказать, что они содержат в себе самые основы нравственности, без которых невозможно существование никакого человеческого общества.
Так же Господь повелел соорудить скинию (переносной храм-палатку) в которой должен был храниться ковчег завета со скрижалями. Скиния – храм палатка для служения Богу и хранения каменных скрижалей с десятью божественными заповедями.
Устройство скинии
Скиния была устроена из дорогих тканей, привешенных к столбам. Она имела три отделения: двор, святилище и святое святых. двор святилище святое святых
Во двор входил народ для молитвы; там стоял жертвенник, на котором приносили жертвы, стояла медная умывальница. Во святилище входили священники; здесь находился стол с двенадцатью хлебами, золотой семисвечник, или светильник с семью лампадами, и алтарь кадильный, то есть жертвенник, на котором священники воскуряли фимиам.
Во святое святых, которое отделялось от святилища завесой, мог входить только первосвященник (архиерей), да и то только один раз в год. Во святом святых стоял ковчег завета. На двух сторонах ковчега было по два золотых кольца, куда вкладывались позолоченные шесты, чтобы носить его.
Икона Неопалимая купина В основе изображения «Неопалимой Купины» библейский рассказ о явлении пророку Моисею на горе Синай горящей, но не сгорающей купины (куста), истолкованный богословами как прообраз Богоматери.
Спасибо за внимание