Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании. Дятлова Раиса Григорьевна Учитель начальных классов Первая квалификационная категория 2 класс учебный год
Мышление развивается в проблемной ситуации,когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л. Выгодский Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами некритическое мышление. Д. Дьюи Критическое - не значит негативное, критика толерантна, конструктивна. К.Поппер
Что такое критическое мышление? Это умение человека реально оценить происходящие вокруг него события, определить своё «я» в нём. Далеко не каждый взрослый может это делать. Поэтому уже с детства необходимо развивать самостоятельное мышление, которое носит индивидуальный характер.
4 Сравнение признаков обыденного и критического мышления Критическое мышлениеОбычное мышление Оценивающее суждениеГадательное предположение Взвешенное суждениеПредпочтение КлассификацияГруппирование ДопущениеВерование Логическое формулирование выводов Формулирование выводов Понимание принциповОбъединение понятий по ассоциации Построение гипотезыПредположение (без достаточных оснований) Предложение мнений с аргументами Предложение мнений без аргументов Формулирование суждений на основе критериев Формулирование суждений без опоры на критерии
Задачи: помочь личности осознать происходящие в ее психике процессы развития; вызвать их мотивацию; научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.
Основные направления Теоретическое изучение основ технологии Использование моделей уроков в учебно- воспитательном процессе Распространение накопленного педагогического опыта
Роль учителя в ТКМ : направляет усилия учеников в определенное русло сталкивает различные суждения создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а умение применять её в жизни. Следовательно, перед учителем стоит важная задача по формированию критического мышления учащихся. Нужно помнить, что оно состоит из трёх этапов: I этап – вызов, II этап – осмысление содержания, III этап – рефлексия.
Основа ТКМ – трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия
10 Технологические этапы 1я- стадия ВЫЗОВ 2-я стадия ОСМЫСЛЕНИЕ 3-я стадия РЕФЛЕКСИЯ Актуализация знаний Побуждение интереса к получению новой информации Постановка учеником собственных целей обучения Получение новой информации Корректировка поставленных учеником целей обучения Рождение нового знания Постановка учеником новых целей обучения
Структура урока в технологии РКМЧП 1 этап Вызов Приемы: Верные, неверные высказывания Кластер Таблица ЗХУ Корзина идей Дерево предсказаний
Структура урока в технологии РКМЧП 2 этап Осмысление Приемы: Инсерт Зигзаг Таблицы
Структура урока в технологии РКМЧП 3 этап Рефлексия Приемы: Кластер Эссе Таблицы Синквейн
Приемы технологии РКМЧП Верные, неверные высказывания Игра «Верите ли вы?» Дерево предсказаний Корзина идей Кластер Инсерт Таблица ЗХУ Толстые и тонкие вопросы Зигзаг Синквейн
Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.
Какими приёмами технологии развития критического мышления я пользуюсь на уроках? На уроках литературного чтения, окружающего мира замечательно проходят приёмы тонких и толстых вопросов, составление кластера, синквейна.
Немного расшифрую: « Толстые» и «тонкие» вопросы. «Тонкими» вопросами называют простые односложные вопросы, которые требуют простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов «тонкие» вопросы «толстые» вопросы Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Могли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли вы...? Верно ли...? Дайте три объяснения: почему? Объясните: почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите: что будет, если...? Что, если...?
Кластер. Цель: установить максимальное количество признаков изучаемого понятия. Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям.
Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся.
Правила работы над кластерами Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. Постараться построить как можно больше связей.
Часть Имя прилагательное Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Является в предложении второстепенным членом предложения Изменяется по числам и падежам Часть речи Обозначает признак предмета
Приём «Верные и неверные утверждения» Окружающий мир. 3 класс, «Почва» Вопросы: … ветер может разрушить горы? … опавшие осенью листья вредят почве? … 1см почвы образуется за 300 лет? … норы животных, живущих в почве, разрушают её? … растения участвуют в образовании почвы? … почва и камень родственники? … почва – наша кормилица?
Прием «Корзина» или «Мозговая атака» Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В корзине будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Окружающий мир. 2 класс, «Что такое погода?» Погода – это … … температура воздуха … осадки и ветер … изменения на улице … облачность … светит солнце или нет Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения и в конце урока подводится итог.
Приём «Таблица ЗХУ» Что знаем Хотим узнать Что нового узнали *Растения – часть живой природы. *Растения – часть живой природы. *Растениям необходимы: тепло, свет, вода и воздух. *Растения нужны людям и животным. *На какие группы делятся растения? *Что полезного в растениях? *Интересные сведения. *Как связаны растения с воздухом? Как называется наука о растениях? ? Окружающий мир. 2 класс, « Какие бывают растения?»
Приём «Шесть шляп» 1 группа. Белая шляпа. - С помощью атласа- определителя расскажите о кошках и собаках только фактами, цифрами. 2 группа. Жёлтая шляпа. - Подумайте! Почему кошки и собаки были одомашнены? 3 группа. Чёрная шляпа. -Докажите: что кошки и собаки необходимы людям. Используйте материал учебника на стр группа. Красная шляпа. - Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как люди обижают или оберегают домашних животных? 5 группа. Зелёная шляпа. - Что бы вы сделали для того, чтобы кошки и собаки всегда радовали нас? 6 группа. Синяя шляпа. - Обобщите высказывания других групп.
Ромашка Блума Простой вопрос Уточняющий вопрос Оценочный вопрос Творческий вопрос Вопрос интерпретация Практический вопрос ?
Ромашка Блума Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
31 Дерево предсказаний Ствол – тема Ветви – предположения Листья – основания предположения Защитит ли дамба наш город? Город надежно защищен Городу грозит катастрофа
Прием «Фишбоун-рыба» Проблема Причина Причина Факты Факты Вывод
В заключении… Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, - достоин быть учителем. Конфуций