Умственная отсталость – стойкое, необратимое нарушение, преимущественно познавательной деятельности, вызванной органическим поражением коры головного мозга.
Физиологические основы нарушений: Слабость замыкательной функции коры головного мозга (взаимодействие процессов возбуждения и торможения). Медленная выработка новых дифференцированных связей во всех анализаторах. Нарушения межполушарного взаимодействия; функциональная недостаточность правого полушария.
Психологические основы нарушений: Недоразвитие познавательных интересов (низкая потребность в познании). Нарушение развития всех психических процессов. Речевое недоразвитие. Нарушения в эмоционально – волевой сфере.
Нарушение развития всех психических процессов: Восприятия Представлений Мышления Нарушение обобщенности, неравномерность формирования, замедленный темп развития, недостаточная активность процесса, узость объема, нарушение избирательности, низкая дифференцированность. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов. Бессистемный анализ, затруднен синтез, сравнение по несущественным признакам, затруднено установление различия в сходных и общее в отличающихся предметах, снижена активность мыслительных процессов, слабая регулирующая роль мышления, низкий уровень протекания всех видов мышления.
Памяти Замедленный темп запоминания, непрочность сохранения, неточность воспроизведения. Внимания Малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость, слабая произвольность. Воображения Фрагментарность, неточность, схематичность.
Речевое недоразвитие Позднее овладение речью. Нет потребности в общении. Слабая речевая активность. Трудности в восприятии обращенной речи. Бедность словарного запаса. Грубые искажения звукопроизношения. Не сформированность фонематического слуха. Нарушения грамматического строя речи.
Нарушения эмоционально – волевой сферы Эмоциональная незрелость. Нет произвольного управления поведением. Слабость развития волевых процессов.
Все нарушения носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений головного мозга
Воспитательная и образовательная работа Индивидуальный и дифференцированный подход. Повторность в обучении. Структурная простота содержания знаний и умений. Сниженный темп обучения. Стимуляция самостоятельности и активности ребенка.