Государственное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида 30 Центрального административного округа города Москвы Адрес: 1-й Тружеников пер., д. 18 Телефон сайт
Городская экспериментальная площадка II уровня Тема:«Создание системы мониторинга развития способностей и компетенций на основе мыследеятельностного подхода» Научный руководитель Глазунова О.И., кандидат психологических наук, зам. директора НИИ ИСРОО
Проблема, на решение которой была направлена деятельность экспериментальной площадки: - переход от школы, формирующей знания, умения, навыки, к школе, формирующей способность организации действий; - отсутствие программы и педагогической технологии, обеспечивающих работу педагога в школе, формирующей способность организации действий.
Цель эксперимента – развитие способности организации действий у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью (сложная структура дефекта). Задачи экспериментальной деятельности: 1. Разработка диагностического пакета : 1.1 разработка параметров диагностики способности организации действий; 1.2 разработка диагностических критериев; 1.3 разработка диагностических заданий; 1.4 исследование возрастных норм формирования способности организации действий у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью (сложная структура дефекта); 1.5 определение границ формирования способности организации действий у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью (сложная структура дефекта).
2. Разработка технологии формирования способности организации действий у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью (сложная структура дефекта): 2.1 определение степени сформированности способности организации действий у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью (сложная структура дефекта); 2.2 разработка педагогической технологии перевода детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью (сложная структура дефекта) с этапа на этап: -определение принципов организации образовательной ситуации; - определение методических приемов работы педагога; - определение материала предметной деятельности, адекватного образовательного ситуации. 2.3 разработка и апробация сценариев занятий, направленных на формирование способности организации действий у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью (сложная структура дефекта).
3. Мониторинг развития способности организации действий у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью (сложная структура дефекта): 3.1 проведение диагностических срезов; 3.2 анализ динамики развития способности организации действий у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью (сложная структура дефекта).
Участники экспериментальной площадки: общее количество – 97 человек, из них: учащиеся 1-10 классы – 78 человек; контрольная группа учащихся – 15 человек (4, 6, 7, 10 класс); учителя-дефектологи – 3 человека; психолог – 1 человек.
Особенности организации экспериментальной деятельности периодзадачаисполнители сентябрьВходная диагностика Петушкова Н.Д., Манцерева Е.Б., Минина А.С. сентябрьПостановка педагогических задач Петушкова Н.Д., Егорова Т.Е. октябрь- ноябрь Разработка сценариев специальных занятий Петушкова Н.Д., Минина А.С. Манцерева Е.Б., Егорова Т.Е. октябрь- декабрь Проведение специальных занятий Петушкова Н.Д., Минина А.С. Манцерева Е.Б., Егорова Т.Е. январьДиагностика на середину года Петушкова Н.Д., Минина А.С. Манцерева Е.Б.
Мероприятия, проведенные в рамках ГЭП Занятие, проведенное в старшей возрастной группе, учитель-экспериментатор Петушкова Н.Д. Тема занятия: «Шитье блока нитями взахват» (картонажно-переплетное дело).
Занятие, проведенное в средней возрастной группе, учитель-экспериментатор Манцерева Е.Б. Тема занятия: «Изготовление аппликации «Новогодняя ёлка» (ручное творчество).
Занятие, проведенное в старшей возрастной группе, методист Егорова Т.Е., учитель-дефектолог Рамазанова А.Д. Тема занятия: «Выпечка блинов» (домоводство).
Результаты диагностирования степени сформированности способа организации действий отражены в диагностических картах, а результаты проведенной работы с учащимися в этом направлении отражены в представленных диаграммах.
Степень готовности к экспертизе экспертиза Диагностический пакет Отдельные сценарии занятий В перспективе: курс сценариев занятий
Перечень продуктов экспериментальной деятельности ПродуктГде можно познакомиться Диагностический пакет (используется в дошкольных учреждениях) Сайт школы Сценарии занятий, направленных на формирование способности организации действий (могут использоваться для СКОШ VIII вида) Сайт школы; в книге, готовящейся к печати
Технологии диагностики способности организации действий и технологии по формированию способности организации действий разработаны для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью (сложная структура дефекта). Они создают базу для разработки более точных методических приемов, способствующих индивидуализации обучения детей в массовой школе.