Работу выполнила Шаманова Людмила, ученица 11 класса МКВСОУ ОСОШ р. п. Екатериновка
Фигура Витте Сергея Юльевича привлекла моё внимание тем, что в истории становления российской государственности он является один из выдающихся деятелей Российской империи. Он занимал самые высокие посты : был 1- ым председателем Совета министров Российской империи,13- ым министром финансов, 14- ым министром путей сообщения
В Тифлисской гимназии Сергей учился " очень плохо ", предпочитая заниматься музыкой, фехтованием, верховой ездой. И только после усиленных занятий Витте сдал экзамены успешно и получил приличный аттестат зрелости. Затем он переехал в Одессу в поисках места учебы и в 1870 окончил физико - математический факультет Новороссийского университета. Новороссийский университет
Родные заставили избрать более престижную карьеру чиновника, и Витте был зачислен в канцелярию новороссийского генерал - губернатора, где занимался вопросами службы движения железных дорог. В 1877 году С. Ю. Витте становится уже начальником движения Одесской железной дороги, а в 1879 году - начальником эксплуатационного отдела Юго - Западных железных дорог. Одесская ж/д
10 марта 1889 Сергей Витте был назначен начальником только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов. По свидетельствам, был демократичен в отношениях с подчинёнными, ценил в них самостоятельность и добился права лично назначать сотрудников в зависимости от их эффективности, а не близости к правящим кругам. Его департамент считался образцовым.
В 1889 Витте опубликовал работу, в которой говорил о необходимости создания мощной национальной промышленности и повышении пошлин на ввоз иностранной продукции. В 1891 году был принят новый таможенный тариф России, разработанный при активном участии С. Витте. Этот тариф сыграл важную роль во внешнеторговой политике России и стал защитным барьером для развивавшейся промышленности. В м Сергей Юльевич был уже министром путей сообщения. За этот срок он успел провести реформу железнодорожных тарифов и ликвидировал крупные скопления неперевезённых грузов, которые были тогда обычным явлением.
В конце 1892 Витте был назначен на пост министра финансов и сразу же поднял вопрос об ускорении строительства Транссибирской магистрали Развитие промышленности было его главной целью. Он много внимания уделял подготовке кадров для промышленности и способствовал открытию «коммерческих» учебных заведений.
В 1894 Сергей Юльевич выступил за жёсткие торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключён выгодный для России 10- летний торговый договор с этой страной.
С 1895 начал вводить винную монополию, где частные компании уже не могли продавать спиртные напитки – теперь продавало только государство. Хотя количество пьющих людей нисколько не уменьшилось, зато государственный кошелек потуже набился монетками.
В 1896 провёл успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии КВЖД, что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключён союзный оборонительный договор.
В 1896 стал статс - секретарем. Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в В результате Россия получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало увеличению инвестирования и притока иностранных капиталов.
В 1897 году статс - секретарь Витте заявил, что Россия переходит к капиталистическому строю и дворянство должно заняться помимо земледелия и промышленными отраслями хозяйства. При активном участии Витте разрабатывалось рабочее законодательство (1897). В 1898 он провёл реформу торгово - промышленного налогообложения.
В октябре 1898 обратился к Николаю II с запиской, в которой говорил о том, что необходимо дать крестьянам свободный выход из общины. Не без участия С. Витте были облегчены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского банка, изданы законы и нормативные правила о мелком кредите.
В 1903 году Витте убрали с поста министра финансов : он не хотел войны с Японией. Николай II был на стороне войны - и Витте был смещен. Война дала свой урожай : Россия потеряла флот при Цусиме, сдала японцам Порт - Артур и оказалась на грани самого унизительного поражения после Крымской войны. И тут снова вспомнили об экс - министре.
В конце мая 1905 в связи с назревшей необходимостью скорейшего прекращения войны с Японией, царь вновь призвал Витте в качестве чрезвычайного посла для ведения нелегких переговоров о мире. 23 августа 1905 им был подписан Портсмутский мир с Японией. Из безнадежно проигранной войны С. Ю. Витте - дипломату ( при активном участии как посредника американского президента Т. Рузвельта ) удалось извлечь максимум возможного. За Портсмутский мир Витте пожаловали титул графа, он был награжден орденом Александра Невского; на средства казны ему купили виллу в Биаррице. За Портсмутский мир Витте пожаловали титул графа, он был награжден орденом Александра Невского; на средства казны ему купили виллу в Биаррице.
В октябре 1905 Сергей Витте представил царю записку о необходимости реформ и предупреждал о назревающей революции. В 1905 под руководством С.Витте был составлен Манифест 17 октября, даровавший основные гражданские свободы и вводивший институт народного представительства, Государственную Думу.
Но это не принесло успокоения в стране. Наоборот, многими это было понято как слабость правительства, и революционное движение стало принимать грозные формы. Кругом шли забастовки, горели помещичьи усадьбы, столица сидела в темноте без электричества и власть еле удерживала порядок. Вновь образованный Совет Рабочих Депутатов все больше забирал власть в столице.
До конца своих дней Витте оставался председателем комитета финансов Государственного совета, часто выступал в печати. В 1912 он завершил свои Воспоминания, остающиеся и по сей день ценным свидетельством очевидца бурных событий начала XX в.