Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в муниципальном образовательном пространстве
Сетевое взаимодействие и социальное партнерство. Определимся в понятиях. Социальное партнерство: взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, культуры, здравоохранения, с предприятиями и учреждениями (шефство). Для сетевого взаимодействия характерно становление особых отношений между участниками, когда основу взаимодействия составляют не структурные преобразования, а возникновение многочисленных социальных связей, формальных и неформальных контактов.
Опыт регионов Органы управления образования выступают в роли инициаторов создания сети и, и соответственно, берут на себя организационно-контролирующие функции. Сети создаются по инициативе самих образовательных учреждений.
С чего начать? Начать нужно с ответа, действительно ли вы готовы к взаимодействию, а именно: какие ресурсные дефициты вы предполагаете компенсировать за счет этого, насколько реально найти партнеров, располагающих необходимыми ля вас ресурсами?
Становление сетевого взаимодействия Возможность оперативного получения информации всеми образовательными учреждениями муниципалитета – важнейшее условие становления сетевого взаимодействия
Роль информационного обмена в процессе становления сетевого взаимодействия Нахождение «своей ниши» Формирование пакета образовательных программ, который уникален по отношению к остальным участникам сети. В этом случае сетевое взаимодействие обеспечивает условия, при которых его участники, с одной стороны, могут сосредоточиться на достижении своих уникальных педагогических продуктов, а с другой стороны обмениваться ими. Создание общего информационно-методического обеспечения. Усиление специализации и интеграции образовательных учреждений.
Примеры взаимодействия других регионов. Например, в Карелии, Псковской и др.областей бедность материальной базы, нехватка квалифицированных педагогов по предмету «Технология» приводят к тому, что ручной труд вообще не преподается, а заменяется др. учебными курсами. Выход: через создание силами нескольких образовательных учреждений общих структур(Комната ремесел, Центр прикладного творчества и т.д.), в рамках которых объединили имеющиеся ресурсные возможности(оборудование, ставки, кадры т.д.). Опыт др. регионов по повышению квалификации педагогов с участием негосударственных, автономных некоммерческих общественных организаций; по осуществлению государственно-общественного управления образованием; по расширению форм и процедур социального партнерства в процессе реструктуризации сельских школ; по реализации сетевых учебных и исследовательских проектов и т.д.
Примеры взаимодействия в ассоциации Середской, Мичуринской, Трофимовской школ. Создание управляющего совета и решение проблем на общем уровне. Обмен информацией. Создание общих социальных проектов. Нахождение своих ресурсов и обмен.
Перспективы в ассоциации школ Размещение информации в сети Интернет и обмен информацией Знакомство с методическими, технологическими, организационными особенностями школ- партнеров с целью формирования запроса на содержание повышения квалификации педагогов. Компетентностный подход требует выработки общего для всех школ-партнеров видения желаемых образовательных результатов и возможных путей их достижения, в тоже время сохраняя уникальность каждой школы
Этапы развития сетевого взаимодействия Первый этап: определение ключевых характеристик школы, ее сильных сторон. Второй этап: обмен информацией, выявление точек соприкосновения интересов и потребностей; в согласовании целевых ориентиров, взаимных ожиданий и выработке общих правил. Третий этап: Осуществление взаимодействия, в ходе которого происходит взаимная адаптация партнеров, что обеспечивает взаимную компенсацию ресурсных дефицитов и рост потенциальных возможностей партнеров.
Развивающие эффекты Во-первых, свободный и оперативный обмен информацией позволяет своевременно вносить коррективы в деятельность отд.образовательных учреждений, сосредотачивать ресурсы « в нужное время и в нужном месте» Во-вторых ресурсы, особенно информационные, перестают быть исключительной собственностью отдельного образовательного учреждения. Особенностью этого процесса является появление новых возможностей для передачи знаний и навыков через многочисленные оперативные взаимодействия учителей, педагогических команд, проектных групп и т.д. В-третьих, управление образовательной сетью невозможно осуществлять традиционными методами. Управление в рамках сетевого взаимодействия предполагает равные права и равную ответственность партнеров за достижение общезначимых результатов.
Вывод: Таким образом, расширение социального партнерства и становление сетевого взаимодействия, осуществляемое не стихийно, а на основе тщательного анализа возможностей и потребностей каждого из потенциальных партнеров, обеспечивает реальные условия для развития как отдельных образовательных учреждений так и муниципальной системы образования в целом.