Ястребова Валентина Яковлевна, проректор по научной работе, кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедры педагогики и психологии Запорожской областной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление инновационными процессами в ДОУ. «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед» Френсис Бэкон.
Advertisements

* Понятие инновация в переводе с латинского языка означает обновление, новшество или изменение. * Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую.
Инновация в педагогической деятельности Выполнила: М.О. Куприянович учитель математики ВКК МБОУ СОШ 1 г. Архангельск 2014.
Образовательная инновация Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение. Инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо.
Педагогическая инноватика - особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Инновация.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Инновационные процессы и педагогический опыт в образовании и воспитании учащихся Инновационные процессы и педагогический опыт в образовании и воспитании.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Выполнил: студент 3 «V» курса Исмоилов Сарвар.. Управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ.
Роль методического объединения классных руководителей в современной школе Из выступления Савеловой на коллегии Минобрнауки России 11 февраля 2009 года.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Цель: проанализировать возможности введения инновационных форм организации учебного процесса для оптимизации учебного процесса, а также повышения его эффективности.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
КОНЦЕПЦИЯ развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года Психолого-медико-педагогический совет.
Педагогическая инноватика Кафедра педагогики и андрагогики.
Комплект методических пособий «Компетентностный подход в обучении: формы и методы работы», «Формирование читательской компетентности современного школьника»
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения образовательных стандартов второго поколения Семинар 8.
Транксрипт:

Ястребова Валентина Яковлевна, проректор по научной работе, кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедры педагогики и психологии Запорожской областной академии последипломного педагогического образования , Научно-методический семинар «Теория и практика инновационной деятельности в образовании» 3 декабря 2010

Понятия «новация» и «инновация» КритерииНовацияИнновация Масштаб целей и задач ЧастныйСистемный Методологическое обеспечение В рамках существующих теорий Выходит за рамки существующих теорий Научный контекст Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки Характер действий (качество) Экспериментальный (апробирование частных нововведений) Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат Характер действий (количество) Ограниченный по масштабу и времени Целостный, продолжительный

Продовження таблиці КритерииНовацияИнновация Тип действий Информирование субъектов практики, передача « из рук в руки » локального новшества Проектирование новой системы деятельности в данной практике Реализация Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией) Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности Результат, продукт Изменение отдельных элементов в существующей системе Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы Новизна Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности Последствия Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

И н н о в а ц и яИ н н о в а ц и яИ н н о в а ц и яИ н н о в а ц и я это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Понятия «реформа» и «инновация» РеформаИнновация Изменение сроков начала обучения Изменения во внутренней организационной деятельности школы Увеличение финансированияИзменения в содержании образования Изменения в оборудовании учебных заведений Изменения в методах обучения Изменения в продолжительности обучения Изменения в отношениях « Учитель - Ученик » Повышение статуса образования Новые санитарно-гигиенические требования Изменения в структуре системы образования Реформа – это нововведение, которое организуется и проводится государственной властью Инновация – это нововведение, которое организуется и проводится работниками системы образования разрабатывается и проводится

Нововведение – Нововведение – результат инновации, инновационный процесс а инновационный процесс рассматривается как трёх основных этапов развитие трёх основных этапов: генерирование идеи генерирование идеи (в определённом случае – научное открытие); разработка идеи в прикладном аспекте; разработка идеи в прикладном аспекте; реализация реализация нововведения в практике.

Инновационный процесс есть процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально – педагогической среде.

Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессомявляется Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью Этапы развития инновационного процесса: определение потребности в изменениях; определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); принятие решения о внедрении (освоении); собственно само внедрение, включая пробное использование новшества; собственно само внедрение, включая пробное использование новшества; институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики. институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики. Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.

Инновации в образованиисчитаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.

Нововведения – это новые качественные состояния учебно- воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта

Виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют 1) по видам деятельности педагогическиеуправленческие обеспечивают педагогический процесс

2) Виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют по характеру вносимых изменений радикальныекомбинаторныемодифицирующие основаны на принципиальн о новых идеях и подходах новое сочетание известных элементов совершенствуют и дополняют соответствующи е формы и образцы

3) Виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют по масштабу вносимых изменений локальныесистемныемодульные независимы е друг от друга изменения компонентов полная реконструкци я системы как целого взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций

4) Виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют по проблематике инновации, направленные на изменение всей школы в целом, на создание в ней воспитательной системы или иной системообразующей деятельности на основе концептуальных идей инновации, направленные на разработку новых форм, технологий и методов учебно- воспитательного процесса инновации, направленные на отработку нового содержания образования и новых способов его структурирования инновации, направленные на разработку новых форм и систем управления

5) Виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют в зависимости от области реализации или внедрения в содержании образования в технологиях обучения, в сфере воспитательных функций образовательной системы в структуре взаимодействия участников педагогического процесса, в системе педагогических средств и т. д.

по источнику возникновения: 6) по источнику возникновения: внешние (за пределами образовательной системы); внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы). по масштабу использования: 7) по масштабу использования: единичные; диффузные. Виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют

8) в зависимости от функциональных возможностей: нововведения - условия нововведения- продукты организационно- управленческие нововведения обеспечивают эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т. д. педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д. качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование.

9)9) по масштабности и социально- педагогической значимости Государственные субрегиональные региональные предназначены для образовательных учреждений определённого типа и для конкретных профессионально- типологических групп педагогов Виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют

10) по признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности: инновации нулевого порядка это практически регенерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента) инновации первого порядка характеризуются количественными изменениями в системе при неизменном ее качестве инновации второго порядка представляют собой перегруппировку элементов системы и организационные изменения (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.) инновации третьего порядка адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования

Продовження инновации четвертого порядка содержат новый вариант решения (это чаще всего простейшие качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей) инновации пятого порядка инициируют создание образовательных систем нового поколения (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы) инновации шестого порядка в результате реализации создаются образовательные системы нового вида с качественным изменением функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа инновации седьмого порядка представляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется новый род образовательных (педагогических) систем

11) по осмыслению перед внедрением инноваций: случайныеполезныесистемные инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно- методическими) Вывод : чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно- обоснованному управлению инновационным процессом.

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА Деятельностная структура представляет собой совокупность следующих компонентов: мотивы – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты.Деятельностная структура представляет собой совокупность следующих компонентов: мотивы – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты. Субъектная структура включает инновационную деятельность всех субъектов развития школы: директора, его заместителей, учителей, учёных, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и др. Эта структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процессаСубъектная структура включает инновационную деятельность всех субъектов развития школы: директора, его заместителей, учителей, учёных, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и др. Эта структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса

Уровневая структура отражает взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном (городском) и школьных уровнях.Уровневая структура отражает взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном (городском) и школьных уровнях. Содержательная структура инновационного процесса предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в управлении школой и т.д.Содержательная структура инновационного процесса предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в управлении школой и т.д.

Структура жизненного циклаОсобенностью инновационного процесса является его циклический характер, выражающийся в следующей структуре этапов, которые проходит каждое нововведение: Структура жизненного цикла. Особенностью инновационного процесса является его циклический характер, выражающийся в следующей структуре этапов, которые проходит каждое нововведение: Возникновение (старт) – быстрый рост (в борьбе с оппонентами, рутинёрами, консерваторами, скептиками) – зрелость – освоение – диффузия (проникновение, распространение) – насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все звенья, участки, части учебно- воспитательного и управленческого процессов) – рутинизация (имеется в виду достаточно длительное использование новшества – в результате чего для многих людей оно становится обычным явлением, нормой) – кризис (имеется в виду исчерпанность возможностей применить его в новых областях) – финиш (нововведение перестаёт быть таковым или заменяется другим, более эффективным, или же поглощается более общей эффективной системой).

Некоторые нововведения проходят ещё одну стадию, называемую иррадиацией, когда с рутинизацией новшество не исчезает как таковое, а модернизируется и воспроизводится, нередко оказывая ещё более мощное влияние на процесс развития школы. Например, технология программированного обучения до и после широкого распространения компьютеров в школах (сейчас фактически в каждой школе есть компьютерные классы, причём в большинстве из них с выходом в Интернет).

Управленческая структура предполагает взаимодействие четырёх видов управленческих действий: планирование – организация – руководство – контроль. Как правило, инновационный процесс в школе планируется в виде концепции новой школы или – наиболее полно – в виде программы развития школы, затем организуются деятельность коллектива школы по реализации этой программы и контроль над её результатами.

Инновационный процесс в какой-то момент может быть стихийным (неуправляемым) и существовать за счёт внутренней саморегуляции (то есть всех элементов приведённой структуры как бы нет; могут быть самоорганизация, саморегулирование, самоконтроль).

Однако отсутствие управления такой сложной системой, как инновационный процесс в школе, быстро приведёт к его затуханию Однако отсутствие управления такой сложной системой, как инновационный процесс в школе, быстро приведёт к его затуханию. Поэтому наличие управленческой структуры является стабилизирующим и поддерживающим этот процесс фактором, что, разумеется, не исключает элементов самоуправления, саморегуляции в нём.

Организационная структура инновационного процесса в школе включает следующие этапы: диагностический – прогностический – собственно организационный – практический – обобщающий – внедренческий диагностический – прогностический – собственно организационный – практический – обобщающий – внедренческий

ВЫБОР ИННОВАЦИОННОЙ ИДЕИ Выбор идей неизбежен потому Выбор идей неизбежен потому, что для достижения одних и тех же целей, тех или иных результатов могут быть отобраны разные нововведения, каждое из которых имеет свои сильные и слабые стороны.

Вместо обоснованного подхода к выбору идей мы видим: у одних у одних – стремление почти без всякого выбора внедрить, освоить буквально всё, чего раньше не было, что где-то услышали, увидели (не случайно о таких школах говорят, что они так бешено развиваются, что не успевают нормально функционировать); у других у других – стремление перепробовать, освоить новое подряд, дабы таким образом найти оптимальную для своей школы идею. Это, фактически, работа вслепую (слепые пробы и естественно – многочисленные ошибки); у третьих у третьих – стремление осваивать непременно то, что осваивают соседи из окрестных школ для того, чтобы выдержать конкуренцию в борьбе за контингент учащихся, за хорошее мнение родителей, руководителей органов управления образованием своего округа; у четвёртых у четвёртых – отчётливо прослеживается стремление любой ценой не отстать от моды, быть на её гребне, а потому они очертя голову стремятся к статусу инновационной школы и непременно с вычурным, сложным названием; у пятых у пятых – готовность принять к осуществлению любую рекомендацию, любое указание местных органов управления образованием, касающееся освоения той или иной новой идеи.

Параметры оценивания идей ПараметрыХарактеристика параметров Актуальность оцениваемого нововведения Она определяется по степени соответствия нововведения потребностям школы, социальному заказу, возможностям устранения каких-то существенных недостатков в работе, по мере решения проблем, выявленных в результате анализа работы школы, соответствие региональной и местной политике в развитии образования, по степени значимости той проблемы, на решение которой направлена инновация. Соответствие каждой предлагаемой для выбора частной новой идеи общей идее развития школы. Осознаём: не всякая новая идея, технология, разработка может оказаться средством развития той или иной школы. При оценке инновации по этому основанию следует посмотреть, насколько предлагаемое новшество, если можно так выразиться, встраивается в концепцию развития школы. Эта концепция является важной составной частью программы развития общеобразовательного учреждения. Результативность нововведения. Оценивается либо по аналогии освоения этой идеи в другом месте, либо экспертным путём (на основе интуиции, изучения потенциала идеи и т.п.).

Творческая новизна (инновационный потенциал) идеи. Конечно, вовсе не обязательно решать актуальные проблемы школы только с помощью радикальных инноваций (высшая степень творческой новизны), не имеющих ни аналогов, ни прототипов. Если существует, хотя и не новая, но эффективная, технология, или программа, то не следует их отвергать только потому, что они не новы. Надо всегда помнить: прогрессивно то, что эффективно, независимо от того, когда оно рождено – давно или только что. Методическая разработанность идеи. Предполагает наличие конкретных описаний содержания идеи, структуры, а также этапов, технологии её освоения. При отсутствии описанных разработок, методик, технологий идея всё же может быть принята к освоению в форме эксперимента, в ходе которого все эти технологии разрабатываются: сначала в виде гипотезы, исследовательского проекта и т.д., а затем уже в виде проверенной, обоснованной практики. Возможности потенциальных участников освоения новшества Они определяются сложностью и доступностью технологии, характером и силой мотивации участников, степенью заинтересованности учителей и руководителей во введении новшества, мерой необходимости в дополнительной подготовке и переподготовке членов педагогического коллектива и т.д. Баланс интересов учителей. Баланс интересов разных групп учителей по отношению к тому или иному нововведению. Возможное сопротивление нововведению. Оно может возникать со стороны тех педагогов, предложения которых не прошли; недавних носителей передового опыта; тех учителей, кому нововведение не по силам; тех, для кого инновации оборачиваются беспокойством и исчезновением условий тихого, безмятежного, ленивого существования; тех, кого освоение инновации обрекает на уход из школы или нежелательное для них изменение должности и т.п.

Время, необходимое для освоения. Гимназическое образование, к примеру, можно дать ребёнку в течение одиннадцати лет, а ситуация такова, что школа в силу объективных условий через несколько лет должна быть перепрофилирована или реформирована, в ней должен начаться капитальный ремонт и учащиеся будут разделены на несколько школ. Этот пример показывает: планируя нововведения, педагоги должны учитывать тот факт, что как время необходимое для освоения новшества, так и число этапов в его освоении зависят от условий работы школы. Кроме того, каждое новшество требует для своего освоения разного времени. Для одной школы может быть важнее получение не очень объёмного, но быстрого результата, для другой – как раз наоборот: нужен полный результат, а затраченное время большой роли не играет. Финансовые затраты на освоение новой идеи и его материально- техническое обеспечение. Деньги нужны не только на приобретение оборудования, необходимого для подготовки и организации нововведения. Они могут понадобиться и на зарплату учителям (например, если новшество предполагает уменьшение наполняемости классов в интересах лучшей дифференциации и индивидуальности обучения). Они могут быть нужны и для оплаты научных консультаций, экспертизы разработок, программ развития школы, для приглашения специалистов с целью оказания методической помощи учителям при освоении новых идей. Организационные условия. В школе может не быть структурных подразделений или должностей, необходимых для претворения инноваций в жизнь, необходимо их создать.

Нормативно- правовая обеспеченность. Целый ряд инноваций, особенно если они предполагают эксперимент, требует разрешение соответствующего органа образования, согласование с другими учебными заведениями, заключение хозяйственных договоров, трудовых соглашений, медицинской или иной экспертизы и т.п. Привлекательность идеи. Соответствие инновации личным интересам и вкусам тех педагогов, которые будут её осваивать. Новизна идеи. Соответствие уровню последних достижений педагогической науки и практики.

Инновационная идея Материнская школа. Детский сад-школа по модели семьи предполагает: Подбор детей в группу а) без отклонений физического развития; б) проявивших признаки раннего развития умственных способностей; в) раннего возраста (2,5 – 5 лет); г) в малом количестве (до 10 человек). Отбор педагогов, специалистов, администраторов, которые а) принимают современную идеологию образования, конкретную концепцию в данном учебном заведении; б) способны реализовать понимание концепции Материнской школы на практике, умеют (или способны этому обучиться) учить; в) способны критически относиться к своему опыту и корректировать собственные профессиональные решения и шаги; г) способны разрабатывать частные методики. Создание в группе обстановки, способствующей развитию творческих способностей.

Цель программы обучения Цель программы обучения: постепенное формирование знаний, умений, навыков умственной деятельности, алгоритмизации процесса обучения, воспитание потребности в учении. Цель воспитания: Цель воспитания: развитие свободы личности, формирование навыков нравственного социального выбора, жизни в разновозрастном коллективе, развитие личного социального опыта, подготовка ребёнка к дальнейшему учению.

В дополнение к утвержденным Министерством образования предметов вводятся следующие предметы: 1) Говорим, читаем, пишем – обучение связной речи, чтению, письму. 2) Математика и основы информатики. 3) Мир вокруг нас. 4) Основы изобразительного искусства и изодеятельности. 5) Play and learn English – играем и говорим по-английски. 6) Музыкальная культура. 7) Спортивные занятия. 8) Личная безопасность ребёнка

Концепция детского сада-школы по модели семьи основывается на том, что семья – первая в жизни человека и наиболее органичная его природе форма жизни и соответствующего ей нравственного, интеллектуального, психофизического роста личности. В отличие от традиционной практики дошкольного воспитания и обучения в начальной школе в Материнской школе создаётся разновозрастный коллектив, где дети и взрослые являются равноправными членами большой семьи