Поурочное планирование
Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно- воспитательного процесса; учащихся – по овладению знаниями, умениями, навыками по предмету в соответствии с учебной программой.
Наличие поурочного плана на каждом уроке обязательно. Поурочный план составляется учителем в соответствии с учебной программой и календарно-тематическим планированием по предмету.
Основные задачи поурочного плана: определение места урока в изучаемой теме; определение триединой цели урока; отбор содержания урока в соответствии с целями и задачами урока; группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения; отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.
Основные компоненты поурочного плана целевой: постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы; коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом; содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. д.; технологический: выбор форм, методов и приемов обучения; контрольно-оценочный: использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
Этапы планирования урока: определение цели и типа урока, разработка его структуры; отбор оптимального содержания учебного материала; выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке; подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии с целью и типом урока; выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм организации и оптимального объема их самостоятельной работы; определение списка учеников, ЗУН которых будут проверяться; продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии; определение форм и объема домашнего задания; оформление поурочного плана.
Правила, обеспечивающие успешное проведение планируемого урока: Учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом. Подборка разнообразных учебных заданий. Дифференциация учебных заданий. Определение способов развития познавательного интереса учащихся. Продумывание приемов педагогической техники.
Оформление поурочного плана Формальная часть конспекта: номер урока; дата и тема урока; триединая цель урока; оборудование. Содержательная часть конспекта: описание этапов урока, названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета.
Традиционный перечень этапов урока: Повторение опорных знаний (определение понятий, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала; самостоятельная работа учащихся, ее объем, формы; формы контроля за работой класса, отдельных учащихся) Усвоение новых знаний (новые понятия и способы их усвоения; определение познавательных учебных задач урока, т.е. что должны узнать и освоить ученики; самостоятельная работа и ее содержание; проблемные и информационные вопросы; варианты решения проблемы; варианты закрепления изученного материала) Формирование умений и навыков (конкретные умения и навыки для отработки; виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; способы «обратной» связи с учащимися; фамилии учащихся, которые будут опрошены) Домашнее задание (что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; объем и сроки выполнения домашнего задания)
Современная структура урока. I Актуализация знаний. Микроцели: Создать психологический и эмоциональный настрой на урок. Проверить качество знаний Ликвидировать пробелы в знаниях Повторить то, что необходимо для объяснения новой темы II Формирование новых понятий и способов действия. Цель этапа: создать максимальные условия для усвоения темы. ІІІ Формирование умений и навыков. Микроцель: научить применять знания на практике; применять знания в измененной ситуации. На этом этапе выставляются положительные оценки. Этот этап активный и дифференцированный. Закрепление от простого к сложному. ІV Итоги. Оценки. Рефлексия. Рефлексивно – оценочная работа.
Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта поурочного плана и форму его оформления.
Список использованной литературы: Зверева В.И., Организация педагогической деятельности руководителя школы; Москва, Новая школа, 1997 Макарова Т.Н., Учебный процесс: планирование и контроль; Москва, центр «Педагогический поиск», 2003 Фриш Г.П., Годовая циклограмма приказов по школе; Москва, центр «Педагогический поиск», 1999 Плинер Я.Г., Бухволов В.А., Педагогическая экспертиза школы; Москва, центр «Педагогический поиск», 2001 Дереклеева Н.И., Учебно-методическая работа. Справочник завуча; Москва, изд-во «Вако», 2006