Сложные предложения СоюзныеБессоюзные Сложно- сочиненные Сложно- подчиненные Бессоюзные
Сложносочиненные предложения С соединительными союзами С противительными союзами С разделительными союзами
Соединительные союзы и, да=и, ни…ни, также, тоже Разделительные союзы или, либо, ли…ли, то…то, не то…не то, То ли…то ли Противительные союзы а, но, да=но, однако, зато, же, только а) одновременность событий и явлений Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы. б) следование событий и явлений друг за другом Упали две – три капли дождя, и вдруг блеснула молния. в) обусловленность одного события другим (результат, следствие; условие, причина) Свободных мест не было, и им пришлось стоять. а) чередование явлений То солнце тусклое блестит, то туча черная висит. б) возможность (выбор) одного явления из двух или нескольких Не то светало, не то темнело. Одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером.
ПП в составе ССП отделяются запятой Море глухо роптало, и волны бились о берег бешено и гневно. Тире ставится, если во втором ПП в составе ССП содержится значение результата, резкого противопоставления или неожиданного присоединения Я спешу туда же – а там весь город. Если ПП в составе ССП значительно распространены или имеют внутри запятые, то между ними ставится точка с запятой Почти каждый вечер они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы. Запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если части ССП имеют : а) общий второстепенный член. По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые автомобили. б) общее придаточное предложение. Звезды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском.
Проверь себя а) выполнить упражнение 398(стр.212) – устно; б) выполнить задания из СD диска «Фраза»; в) выполнить тест А-21 (задания1-5 – 1вариант) (задания6-10 – 2вариант) и провести взаимопроверку.
Сверься с ответами и поставь оценку: нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3 ошибки – «3» более трех – «2» Ответы: 1-4), 2-3), 3-4), 4-1), 5-3), 6-1), 7-1), 8-4), 9-4), 10-3).
Задание на дом: 1) Выучить правило. 2) Выполнить упражнение ) Повторить СПП с одним придаточным.