Фрагмент урока в 11 классе по творчеству Л. К. Татьяничевой Учитель Л. В. Веселова
РК-необходимое звено в изучении литературного процесса школьниками. Цели РК 1.Знакомство школьников с творчеством писателей Южного Урала. 2.Воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма. 3.Развивать и закреплять знания, полученные на уроках литературы. 4.Формировать бережное отношение к национально-культурным ценностям. 5.Формировать высокие гуманистические чувства.
Татьяничева Людмила Константиновна Как солнце в драгоценной грани – в Урале Русь отражена.
Л. К. Татьяничеву называли «певцом Урала»
Её отчим-учитель был заядлым охотником, брал девочку в плаванье по Чусовой, учил стрелять, ловить рыбу, понимать язык природы. Тогда она « заболела» Уралом и стала считать его своей родиной.
В 19 лет по комсомольской путёвке поехала строить Магнитку. Десять лет жизни Татьяничева отдала Магнитке. Потом Людмила Константиновна напишет : «Чем была для меня Магнитка? Молодостью. Любовью. Песней. Романтикой. Школой мужества, трудолюбия и гражданственности».
За свой труд Людмила Константиновна не раз награждалась орденами. За сборник «Зорянка» она получила Государственную премию РСФСР в 1971 г.
В честь Людмилы Татьяничевой названа малая планета (её номер 3517 ), расположенная между Марсом и Юпитером.
Живу я в глубине России. Живу я в глубине России, В краю озер и рудных скал. Здесь реки- сини, Горы – сини И в синих отсветах металл. Милы и дороги до боли, Да так, что глаз не оторвать, Мне брови лиственниц собольи И сосен царственная стать. Тайга, тайга… Берет отсюда Начало изумрудный цвет, А зеленее изумруда Ни дерева, ни камня нет ! По красоте, По скрытой силе Мне не с чем мой Урал сравнить. Иной здесь видится Россия. Суровей, Строже, может быть. А может, здесь она моложе… Свежей тут времени рубеж. Но сердце русское – все то же. И доброта, и песни те ж ! И лица те же, что в Рязани, И так же звучны имена. Как солнце в драгоценной грани, В Урале Русь отражена.
ВОПРОСЫ: 1.Определите тему, идею этого стихотворения ? 2.Что можно сказать о лирической героине этого стихотворения ? 3.Какие выразительные средства языка помогают понять суть стихотворения ? 4.Кто из поэтов русской литературы писал о России, признавался ей в любви, назовите произведения ?