Эффективность урока через развитие мышления обучающихся
Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребёнка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо большее влияние оказывают время, природа и семейная жизнь» К.Д.Ушинский
Для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками у ребёнка должна быть: Для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками у ребёнка должна быть: мотивация к обучению мотивация к обучению сформирована социальная позиция школьника сформирована социальная позиция школьника должен быть здоровым и выносливым должен быть здоровым и выносливым должно быть хорошее умственное развитие должно быть хорошее умственное развитие
МЫШЛЕНИЕ – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п.
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ: наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)
Воспитание ребёнка – это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений – тяжких переживаний, усилий бессонных ночей и много, много мыслей… Я.Корчак
Стратегии взрослого в отношении мышления ребёнка Прерывание размышлений. Прерывание размышлений. Воспитание интеллектуального иждивенчества. Воспитание интеллектуального иждивенчества. Поддержка познавательного интереса. Поддержка познавательного интереса.
Развивать мышление – значит учить обобщать и систематизировать сравнивать ставить и разрешать проблемы находить аналогии классифицироватьклассифицировать ставить и разрешать проблемы определять понятия доказывать и опровергать доказывать и опровергать
Упражнение «Чем похожи? Чем отличаются?» Развивает умение сравнивать Развивает умение сравнивать
Упражнение «Кто назовёт больше признаков?» Развивает умение выделять существенные признаки Развивает умение выделять существенные признаки
Упражнение «Формулирование определений» Развивает способность выделять главное, учит чёткости и стройности мышления Развивает способность выделять главное, учит чёткости и стройности мышления
Упражнение «Поиск предметов по заданным признакам»
Упражнение «Загадалки»
Упражнение «Кто больше?» Упражнение «Кто больше?»
Упражнение «Сочиняйка» Упражнение «Сочиняйка»
Упражнение «Перевёртыши» Упражнение «Перевёртыши»
Упражнение «Доскажи сказку» или «Придумай окончание рассказа» Упражнение «Доскажи сказку» или «Придумай окончание рассказа»
Советы родителям по развитию мышления у детей 1.Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить. 2.Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать. 3.Найденное в процессе мышления становится знанием. 4.Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления. 5. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «зачем?», «из-за чего?» – проблемные; они направлены на развитие мышления. 6. Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.
1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица). 2. В тёплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень). 3. В году (24, 3, 12, 4, 7) месяцев. 4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март). 5. В России не живёт (соловей, аист, синица, страус, скворец). 6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда). 7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник). 8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная). 9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень). 10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! ТВОРЧЕСКИХ ВАМ УСПЕХОВ !