Лидеры благотворительных организаций Экономические аспекты профессиональных решений Вера Свердловски Апрель 2007
Почему сегодня Почему об этом Усиливающаяся роль некоммерческого сектора в реализации социальных, культурных и благотворительных целей Сокращение бюджетного финансирования Возрастающая конкуренция Постепенное повышение уровня жизни Изменение политики Джойнта
Тенденции развития некоммерческой сферы в СНГ находится в стадии становления быстрое развитие и рост усиливающееся влияние на развитие национальной экономики острый финансовый дефицит низкий уровень развития материальной базы
Тенденции развития некоммерческой сферы за рубежом быстрое развитие широкое распространение «высокодоходные неприбыльные структуры» «огосударствление» некоммерческой сферы кризисные явления в неприбыльной сфере
Особенности экономики и управления некоммерческими организациями Теории: «производства общественных благ» (public goods production theory) «невыполненного контракта» (the contract failure theory) «контроля стейкхолдеров» (the stakeholder control theory)
Источники финансирования некоммерческих организаций Привлеченные Государственные Собственные средства
Привлеченные источники финансирования некоммерческих организаций Благотворительность спонсорские средства (тенденция перехода от «чистой» филантропии к корпоративным социальным инвестициям («стратегическая филантропия») патронаж меценатство пожертвования гранты и консалтинг фондов членские взносы (индивидуальные и корпоративные, годовое, срочное, бессрочное членство, простое и привилегированное членство) резервные взносы заемные средства (кредиты банков и др.финансовых организаций, муниципальные облигации - мунисы)
Государственные источники финансирования некоммерческих организаций Прямое финансирование Регулярные субсидии Разовое финансирование Непрямое государственное финансирование отчисления федерального правительства США через правительства отдельных штатов и местные органы власти внебюджетные фонды гос дотации частным лицам льготы по уплате налоговых, таможенных и др. сборов Переход от прямого финансирования к совместному финансированию: долевые субсидии возвратные субсидии
Собственные источники финансирования некоммерческих организаций Доходы от основной деятельности Доходы от предпринимательской деятельности
Этапы фандрейзингового планирования некоммерческих организаций 1 этап - планирование финансовой кампании Разработка содержательной программы привлечения средств; Определение расходов некоммерческой организации напредстоящий период; Выбор видов фандрейзинга
Этапы фандрейзингового планирования некоммерческих организаций 2 этап - реализация фандрейзинга: Выбор методов проведения фандрейзинга; Установление ответственности за проведение фандрейзинга; Выделение средств на реализацию фандрейзинга
Этапы фандрейзингового планирования некоммерческих организаций 3 этап - осуществление контроля за ходом реализации фандрейзинга: Осуществление контроля за ходом реализации фандрейзинга; Корректировка планов с учетом произошедших изменений.
Этапы фандрейзингового планирования некоммерческих организаций 4 этап - оценка результатов проведенной фандрейзинговой кампании Определение эффективности этапа планирования; Анализ эффективности этапа реализации; Оценка эффективности конечных результатов
Внутриорганизационные функции бизнес–планирования Оценка деятельности организации: Анализ ресурсного потенциала организации выявление и оценка резервов анализ финансового состояния организации. Стратегическое планирование : Разработка стратегии развития организации постановка целей деятельности определение методов достижения поставленных целей. Прогнозирование: Прогнозирование результатов реализации проекта (финансовых, производственных показателей). Организация и управление: Разработка организационной структуры управления системы оплаты труда, системы контроля за результатами деятельности.
Внешние функции бизнес – планирования Анализ макросреды: Определение влияния экономических, политических, демографических, социально-культурных, научно- технических, природных факторов на деятельность организации Анализ внешней микросреды: Оценка влияния потребителей, конкурентов, поставщиков, партнеров, контактных аудиторий на деятельность организации Привлечение финансирования: Привлечение заемного капитала, государственных средств на безвозвратной основе, спонсорскихсредств, инвестиций со стороны частных лиц и организаций Расширение деловых контактов и сфер влияния: Проведение переговоров, PR- мероприятий
Методы ценообразования некоммерческих организаций Метод ценообразования на основе торговых наценок Метод ценообразования на основе расчета точки безубыточности и определения целевой прибыли Метод ценообразования на основе ценностной значимости товара для потребителя Метод ценообразования на основе цен конкурентов Метод тендерного ценообразования Ценовая дискриминация