Лазутина Светлана Александровна учитель математики МБОУ СОШ с.Троекурово
Мир информационных и коммуникативных технологий очень динамичен, увлекателен и разнообразен. Их использование позволяет в кратчайшие сроки решать широкий круг задач, недоступных ранее. В настоящее время происходит внедрение современных компьютерных технологий в преподавание естественных учебных дисциплин, в том числе и математики, что позволяет обучающимся лучше познавать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствует развитию самостоятельности.
Существуют различные виды уроков с применением информационных технологий: урок-лекция, урок постановки и решения задачи, урок введения нового материала, интегрированные уроки и т.д. Считаю, что на уроках математики применение информационных технологий дает наибольший эффект при мотивации введения нового понятия, демонстрации, моделировании, отработке определенных навыков и умений, контроле знани й.
Формы и методы использования компьютера на уроке, конечно, зависят от содержания конкретного урока, цели, которую учитель ставит перед собой и обучающимися. Тем не менее, можно выделить наиболее эффективные приемы: при проведении устного счета ИКТ дают возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения, изучении нового материала они позволяют иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствам
при проверке фронтальных самостоятельных работ обеспечивают быстрый контроль результатов
решении задач обучающего характера помогают выполнить рисунок, составить план работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты работы по плану.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает не часто; она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
К.Д. Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством чувств они воспринимаются
Труд на уроке в компьютерном классе - процесс осознанного усвоения материала. Как говорит пословица: «Тебе скажут - ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь».
Итак, нельзя отрицать, что ИКТ – реальность современного урока. В своей работе по применению ИКТ я использую следующие типы уроков (принадлежность урока к тому или иному типу обусловлена техническими условиями и наличием соответствующего программного обеспечения для его проведения).
Типы уроковТема урокаКласс 1 Уроки демонстрационно го типа Урок – путешествие «Полёт на планету МИФ» по теме «Натуральные числа» «Прямоугольный параллелепипед» «Правильные многогранники» и т.д. 5 кл 10 кл
Типы уроковТема урокаКласс 2Интегрированные уроки Урок – путешествие «Масленица» по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» «Земли родной прекрасный уголок» по теме «Решение задач» Урок – путешествие Троекуровский Свято – Димитриевский Иларионовский женский монастырь по теме «Решение текстовых задач.» и т.д. 5кл 6 кл
Типы уроковТема урокаКласс 3Уроки тренинга или конструирования «Три признака равенства треугольников» «Решение тригонометрических уравнений» «НОК и НОД» «Обыкновенные дроби» и т.д. 7 кл 10 кл 6 кл 5- 6 кл
Типы уроковТема урокаКласс 4Уроки с использованием интерактивной доски «Линейная функция» «Преобразование тригонометрических функций» «Координатная плоскость» «Параллельность в пространстве» «Квадратичная функция» и т.д. 7кл 10кл 6 кл 10 кл 8 кл
Типы уроковТема урокаКласс 5Уроки компьютерного тестирования Подготовка к ГИА,ЕГЭ Работа с тестами в теч. года и т.д. 8-11кл 5-11кл
Типы уроковТема урокаКласс 6Уроки с использованием компьютерных коммуникаций Проекты: «Интересное о числах» «Симметрия вокруг нас» «Земли родной прекрасный уголок» «Великие математики» и т.д. 7 кл 8 кл 9кл 8 кл
Мой опыт использования компьютера на уроках математики показал, что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников. Наиболее интересно и эффективно проходят уроки геометрии, стереометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков, а также занятия, посвященные материалу, выходящему за рамки школьных учебников.
Использование компьютерной техники открывает огромные возможности для педагога: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний, поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
Использование информационных и коммуникативных технологий на уроке позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам
И как естественное следствие всех этих составляющих, повышается качество знаний учащихся. Информатизация образовательного процесса - это реальность сегодняшнего дня, ИКТ уверенно завоёвывают себе место не только в учебном, но и в воспитательном, методическом и управленческом процессах в школе. Работать по-новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.