Педагогическая мастерская «Педагогическое моделирование и проектирование»
«Под мастерством обычно понимается умение исполнять какое-либо дело наилучшим образом. Понятие «мастерства» – атрибут любой профессиональной деятельности, а стремление стать «мастером» естественно для каждого педагога, кто любит свою профессию. Ну а если есть «мастерство», то есть и «мастерская» – место, где мастер делает свою работу надежно, качественно, демонстрируя высокий уровень умений, достижения и возможности того или иного вида профессионального занятия. С древних времен мастерская являлась и местом постижения секретов профессии и местом подготовки профессионалов » [1] [1] См.:М.М.Поташник и др. Профессиональные объединения педагогов:
Педагогический проект - способ планирования и реализации деятельности по решению конкретной педагогической проблемы, завершающейся достижением новых (планируемых) образовательных результатов обучающихся
Признаки проекта 1.Планирование от проблемы. 2.Отсутствие очевидной процедуры достижения результата. 3.Возникшая проблема является субъективно новой, т.е. не имеет готовых решений в предыдущем опыте организации или человека. 4.Четко ограниченная целевая группа (благополучатели). 5.Пошаговое планирование деятельности. 6.Ограниченность ресурсов, в том числе ресурса времени.
Механизмы творчества Модификационный – видоизменение того, что уже было, т.е. нового, но имеющего аналог или прототип. Комбинаторный – разделение целого на части, элементы и соединение этих элементов в другом порядке, иной структуре с целью создания нового целого. Новаторский – создание того, что не имеет аналогов и прототипов.
Три составляющих педагогического проекта Разработка проекта Реализация проекта Оценка проекта
Структура проектной работы 1. Анализ исходной ситуации.Анализ 2. Постановку проблемы (или проблем) и обоснование способа ее решения.проблемы 3. Цель, задачи, описание планируемых до реализации проекта образовательных результатов и действий. 4. Описание выполненных работ и достигнутых образовательных результатов.результатов 5. Тезаурус по теме проекта. 6. Продукты проектной деятельности.
2. Проект включает в себя анализ ситуации. (один из критериев оценки проекта) 2.1 Описание желаемой ситуации включает в себя анализ образовательных результатов, особенностей учащихся, характеристик образовательного процесса, условий его осуществления, т.е. анализ дидактических, методических или иных ресурсов. 2.2 Анализ реальной ситуации проведен в полном соответствии с характерными признаками желаемой ситуации. 2.3 Выводы по анализу ситуации включают в себя констатацию группы противоречий между желаемым и реальным состоянием дел. 2.4 Оценки и выводы, сделанные в результате анализа ситуации подтверждаются данными (цифрами, фактами), приведенными в описании.
Процесс Обратная связь ВходСравнение Цели Принуждающие связи (нормы) Ограничения Обобщённая модель целенаправленной системы
Модель системного решения проблемы Существующий образовательный процесс Существующий образовательный процесс Желаемый образовательный процесс Желаемый образовательный процесс Существующие входы Фактические выходы Желаемые входы Желаемые выходы План перехода
Ошибки в постановке проблемы: подмена проблемы вопросом (Как мотивировать учащихся вести здоровый образ жизни?); подмена проблемы задачей (Обеспечить освоение всеми старшеклассниками коммуникативной компетентности на III уровне); подмена проблемы трудностью (большая нагрузка учителя не дает возможности обеспечивать индивидуальные задания при изучении новой темы); подмена проблемы указанием на область существования проблем (существует проблема в обучении восприятию иноязычной речи на слух); подмена проблемы оценкой ситуации (низкий уровень овладения пользовательскими навыками среди учащихся 9-х классов); проблема с «напрашивающимся решением»