Этапы развития петербургского классицизма Ранний классицизм ( ), в котором ещё сохранялись некоторые отзвуки барокко. Крупнейшими мастерами, работавшими в это время в Петербурге, были А. Ф. Кокоринов, Ж.Б. Валлен-Деламот, А. Ринальди, Ю. М. Фельтен.
А. Ф. Кокоринов, Ж. Б. Валлен-Деламот Здание Академии художествДворец Разумовского Ж. Б. Валлен-Деламот Малый Эрмитаж
Мраморный дворец А. Ринальди Армянская церковь Ю. М. Фельтен Решётка Летнего сада Ю. М. Фельтен, П. Е. Егоров
Этапы развития петербургского классицизма Строгий классицизм ) – стиль обрёл чистоту, ясность и ярче всего проявился в творчестве И. Е. Старова, Д. Кваренги, Ч. Камерона, Н. А. Львова, Л. Руска.
И. Е. Старов Таврический дворецНадвратная церковь Александро-Невской лавры Камеронова галерея. Палладиев мост Ч. Камерон
Д. Кваренги Здание Ассигнационного банка Здание Академии наук Смольный институт Портик Перинных рядов Л. Руска Д. Кваренги
Церковь «Кулич и Пасха» Н. А. Львов
Этапы развития петербургского классицизма Высокий классицизм ( ). Это время создания выдающихся произведений А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова, Тома де Томона.
А. Н. Воронихин Казанский собор Горный институт
А. Д. ЗахаровАдмиралтейство
Ансамбль Стрелки Васильевского острова
Биржа Тома де Томон
Этапы развития петербургского классицизма Поздний классицизм ( ). Война 1812 года и патриотический подъём, который последовал за победой над Наполеоном, выразились в усилении определённых художественных средств, их довольно ярком своеобразии. Это позволяет говорить об особом стилистическом направлении – ампире. К выдающимся архитекторам, создавшим произведения в стиле ампир, относятся К. И. Росси и В. П. Стасов.
Улица Зодчего Росси
Здание Сената и Синода К. И. Росси Александринский театр Арка Главного штаба
Казармы Павловского полка В. П. Стасов Нарвские ворота
Троицкий Измайловский собор В. П. Стасов О. Монферран Исаакиевский собор
Полное господство ордерной системы Характерные черты классицизма
Объёмное решение зданий тяготеет к форме куба
Главный вход здания часто оформлен в виде портика с фронтоном
Фасад оформляют аркады и колоннады
Сдержанное оформление окон и дверей
Китайские, египетские и эллинистические орнаменты декора зданий (пальметта, розетка, полоски и фризы: меандр, переплетающиеся ленты, ионики, букраний)
Скульптура, следующая античным образцам (квадриги, кентавры, Аполлон и т.д.), является неотъемлемой частью архитектурного сооружения.
Античные мотивы в оформлении интерьеров: скульптура, колонны Великолепие внутренних лестниц в музеях, театрах и т. п., связанное с придворными церемониями.