Личностно-ориентированное обучение как принцип построения современного процесса в начальной школе Реализация педагогического процесса, личностно-значимого для каждого ученика, остается одной из самых острых проблем начального образования
общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях; сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию. Ведущие идеи :
целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями каждого; становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умение принимать учебную задачу, определять учебные операции, проводить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.; формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся. Приоритетные цели:
1.Ученики получают новую роль – "исследователей", под "скрытым" руководством учителя они открывают для себя новые знания. 2. Процесс учения становится не репродуктивным, а поисковым и творческим. При этом ориентировка на мышление обеспечивает развитие поисковой, исследовательской деятельности, а хорошо развитое воображение дает возможность решать любую учебную задачу инициативно и творчески. Принципы построения современного учебного процесса
3. Важнейшим методом обучения становится не образец, который обычно открывает процесс получения новых знаний, а выбор, альтернатива, то есть предоставление учащимся возможности путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебной деятельности. 4. Принципиально важным становится опора на два принципа обучения – на доступность, как меру трудности, и наглядность, как дидактическую поддержку процесса обучения.
Наличие знаний, их объем, полнота – лишь один из показателей образованности человека. Знания нам нужны не сами по себе, не как "мертвый" груз памяти, а как живой инструмент для решения любых (и прежде всего, не стандартных) учебных задач.
Однотемные уроки дают детям возможность на практике, в учебной деятельности следовать правилам жизни и работы в коллективе, уважительно относиться к мнению других людей, приводить доказательства для подтверждения своего мнения и т. д. Занятия по теме в каждом классе отличаются степенью сложности учебного материала и работой, проводимой с ним.
В процессе учебной работы развиваю у школьников осознание того, что при выполнении тех или иных заданий необходимо проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, самостоятельно находить ошибки и искать пути их устранения.
Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика - существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности.
При личностно-ориентированном обучении роль учителя остается очень существенной: он ведет дискуссию, задает наводящие вопросы, подсказывает, но для учащихся он в данном случае – равноправный партнер по учебному общению.
Учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путем коллективного обсуждения находить верный ответ. При этом очень важно, что у учителя исчезает необходимость говорить слова "Неверно", "Неправильно". Они заменяются личностно-значимыми и уважительными "Это твое мнение", "Ты так думаешь", "Я согласна с тобой"…