ПОРТФОЛИО У чащихся 4 в класса
Значение слова произошло от французского porter - излагать, формировать, нести - и folio, что означает "лист, страница". В переводе с итальянского слово "портфолио" означает "папка с документами", "папка специалиста". Словом, портфолио - это досье, собрание достижений, фиксация успехов. Понятие "портфолио" пришло к нам из Западной Европы XV - XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли "портфолио". Представленные документы позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах претендентов.
Portfolio – 1) предмет для хранения и переноски письменных работ, документов а) портфель б) дело, папка; 2) должность министра; 3) серия работ, документов, бумаг и т. д., объединенных общей темой а) портфель ценных бумаг investment portfolio, security portfolio – портфель ценных бумаг (банка и т. п.) portfolio investments – портфельные инвестиции; б) папка с рисунками.
«В 2004 году в Министерстве образования науки РФ была представлена концепция «портфолио достижения ученика», которая поможет проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам и скрытые таланты.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка Основное предназначение портфолио – показать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, показать его личность, которую не всегда можно увидеть за отметкой.
Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах следующие: создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных силах; максимальное раскрыие способностей ребенка, создание условий для его самореализации в школьной и внешкольной жизни; развитие познавательных интересов обучающихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; формирование умения анализировать собственные интересы, склонности и потребности формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должны стать фразы: - Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован. - Главное не победа, главное - участие!»
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Работа по сбору папки личных достижений – является технологией «всматривания в себя», которая понадобится ребенку на протяжении всей жизни.