Практика взаимодействия вузов и высокотехнологичных предприятий И.Д.Фрумин Научный руководитель Института развития образования Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики
Мировой тренд Университет – «башня из слоновой кости» Предпринимательский инновационный университет
Российский тренд Университет – часть плановой экономики Университет – часть рынка образовательных услуг Университет – предпринима- тельский инновационный университет – часть рынка интеллектуальных услуг
Что такое предпринимательский инновационный университет? Активный участник исследовательских сетей Центр коммерциализации разработок и концентрации малых предприятий и стартапов Равноправный партнер бизнеса – ресурс инноваций для предприятий Студенты и ученые привлечены к реальным R&D – проектам через активное обучение, проектный подход
Что для этого нужно? Открытость университетов Интерес бизнеса Поддержка государства
как это бывает за рубежом? Германия: Zentrales Innovationsprogramm Mittelstand (Центральная инновационная программа) – Реализация: , финансирование 2008 г. – 246 млн., поддержка малого и среднего бизнеса – Три приоритета: поддержка кооперации, поддержка сетей, индивидуальная поддержка компаний (Вост.Германия) – Расходы высшего образования на R&D больше, чем где либо финансируются индустрией: 14,2% (ЕС 6,7%, США 5,6%, 2007 г.) Франция: Pôles de compétitivité 2.0 (Кластеры конкурентоспособности 2.0) – Реализация : 1,5 млрд., объединяют университеты, исследовательские центры, компании, национальные агентства – Пример кластера: Аэрокосмическая долина: 1300 организаций – участников: 6 университетов (в т.ч. ISAE и ENAC), 12 «высших школ», более 80 исследовательских центров, исследователей. ЕС: European Framework Programme 7 (Рамочная программа 7) – Основной инструмент финансирования исследований ЕС, реализация гг. – агрегирует все инициативы ЕС в области поддержки R&D – Блок «Кооперация» млн. (61% всего финансирования) – 10 тем, в т.ч. «Транспорт» (вкл.Аэронавтика) – 13%
Что это дает? Государству: – софинансирование – возможность диверсифицировать источники финансирования науки – оценка качества НИОКР переходит к бизнесу Бизнесу: – снижение затрат: например, расходов в случае гос.софинасирования, в случае создания условий со стороны гос-ва – налоговые выплаты, мат.тех. база, помещения – возможность разработки перспективных технологий («на будущее») – вынесение R&D за пределы компании – меньшие затраты – Возможность вступления в «клуб» (лучшие инновационные компании – лидеры отраслей) Университетам: – актуализация разработок и исследований (приближение к реалиям производства) – возможности коммерциализации исследований – возможность интеграции с учебным процессом – материально-технические возможности, например, закупка доп.оборудования
Как это бывает в России? Факультет IBS в МФТИ – 2007 г. – открытие магистратуры, 2008 г. – факультет информационных бизнес-систем – ППС – сотрудники МФТИ, IBS, внешних партнеров – Темы исследований потребности IT-отрасли, доп.стимулирование студентов, гарантия трудоустройства Инновационный научно-образовательный комплекс (Старооскольский технологический институт НИТУ МИСиС) = МИСиС + Правительство Белгородской области + «Металлоинвест» – Совместное финансирование, в т.ч. материально-технической базы и строительства помещений Инновационный пояс ТУСУР – 105 предприятий, оборот 15 млрд.руб., сфера деятельности: IT и электроника – Эффекты: инновации и научно-исследовательская работа, образование! (групповое проектное обучение)
Хорошие новости Активность вузов Готовность предприятий Поддержка государства Постановление 218 Постановление 219
Сложности реализации* Постановление 218 – Сложная отчетность – Слишком большая «открытость» - риски раскрытия коммерческой тайны – Для некоторых предприятий: сложности организации «внутренней экономики» - бюджетирования и др. Постановление 219 – Несогласованность требований казначейства с программой развития инновационной инфраструктуры – Сроки реализации (за 1,5 мес. нужно реализовать годовую программу) – Отчетность проще, чем по постановлению 218 *по результатам консультаций с экспертами – участниками реализации программ развития коопераци вузов и предприятий (пост.218) и программ развития инновационной инфраструктры (пост.219)
Срочные улучшения Меры Участие предприятий в управлении университетами Реальные практики студентов Базовые кафедры и лаборатории конструкторских подразделений предприятий в вузах Регулярные перспективные проекты (НИР, НИОКР) и «шефство» над межвузовской кооперацией При продолжении конкурса «216» привлечь бизнес к определению механизмов