Государственная итоговая аттестация в 9 классе. Учитель русского языка Устинова Валентина Павловна
Аттестация Обязательные предметы: русский язык русский язык математика математика Предметы по выбору (только два предмета) История История Обществознание Обществознание Иностранный язык Иностранный язык География География Литература Литература Биология Биология Химия Химия Физика Физика
Результаты. Обязательные предметы: русский язык русский язык математика математика Ученик получил «2» Повторная сдача экзамена Оценка «2» Второй год Оценка «3» - получил аттестат
Правила проведения ГИА В другой школе (СОШ 1) В другой школе (СОШ 1) Учителя из других школ Учителя из других школ Учащиеся нескольких школ в одном классе (определяет компьютер) Учащиеся нескольких школ в одном классе (определяет компьютер) Длительность минут Длительность минут На парте только ручка и паспорт На парте только ручка и паспорт Сопровождение Сопровождение Проверка учителями из других школ Проверка учителями из других школ
Цель ГИА по русскому языку. 1. Приблизить экзамен к практике языка. 2. Сделать его ступенью к ЕГЭ. 3. Через требования этого экзамена обозначить определенные ориентиры и тем самым наметить приоритеты в обучении русскому языку.
ГИА по русскому языку 1 часть – сжатое изложение 2 часть – тест по предложенному тексту 3 часть – сочинение на основе прочитанного текста. Можно пользоваться словарем.
Изложение публицистического или научного стиля. Отразить все микротемы Отразить все микротемы Использовать разные приемы сжатия Использовать разные приемы сжатия Не нарушить абзацное членение Не нарушить абзацное членение Последовательно изложить Последовательно изложить Не допустить нарушения логики Не допустить нарушения логики Объем изложения ученика - не менее 70 слов. Объем изложения ученика - не менее 70 слов. Максимальное количество баллов – 6 Текст читается два раза.
Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Учёные из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолёт, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолёта и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и ещё многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги. И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остаётся самым надёжным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведёт к добру. Многие думают, что обучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, всё равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закреплённое на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем ещё и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека. Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг. (По материалам энциклопедии) (248 слов)
абзаца абзацаМикротема 1 Самым значительным изобретением за всю историю человечества учёные из разных стран признали книгу, потому что благодаря этому изобретению стали возможны и многие другие. 2 Сегодня книга по-прежнему самый надёжный и долговечный аккумулятор знаний, ведущий к добру. 3 Достоверным является лишь слово, закреплённое на бумаге, слово услышанное и затем прочитанное надолго сохраняется в памяти. 4 Ум ограничен и скован без чтения книг, потому что в них обобщён опыт десятков поколений.
Тест на основе прочитанного текста (1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора. (1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора. (2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.(3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. (4)Не верилось только одному – что это будет бесконечно. (5)Не было безнадёжности. (6)Надежда и ожидание – единственное, чем жили люди. (7)Всё, что происходило сейчас, казалось временным. (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству. (2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.(3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. (4)Не верилось только одному – что это будет бесконечно. (5)Не было безнадёжности. (6)Надежда и ожидание – единственное, чем жили люди. (7)Всё, что происходило сейчас, казалось временным. (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству. (9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве? (10)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою? (11)Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? (12)Не помню. (9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве? (10)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою? (11)Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? (12)Не помню. (13)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. (14)Счастлив и просветлён. (15)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. (16)Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях реки. (17)Я слышал металлический грохот якорной цепи и чёткие команды капитана, хоть и не морского, речного, а всё-таки с трубкой в зубах. (18)Я ощущал прикосновения человеческих ладоней, видел рыбацкий костёр, чувствовал запах дыма, который доносился с берега, слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер, наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. (19)Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса. (20)И я любил то, чего никогда не видел, и это не виданное мною было необыкновенно, прекрасно и удивительно. (21)Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое. (22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку. (23)На дверях висел замок, а за (22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку. (23)На дверях висел замок, а за стеклом большого окна, приклеенная с той стороны, белела записка: «Библиотека временно закрыта». стеклом большого окна, приклеенная с той стороны, белела записка: «Библиотека временно закрыта». (24)Я вернулся домой, послонялся по комнате, полистал ещё раз свою прочитанную книгу и обнаружил: мне теперь по вечерам совершенно нечем стало заняться… (По А. Лиханову)
Тест А1 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик так наслаждался взятой в библиотеке книгой?» 1) (1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора. 2) (3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. 3) (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству. 4) (22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку. А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «постоянство» (предложение 9). 1) неизменность 2) верность 3) твёрдость 4) неподвижность А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. 1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы. 2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? 3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. 4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.
Тест В2 Из предложения 18 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Ответ: ___________________________ Ответ: ___________________________ В3 Из предложений 15–16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук». Ответ: ___________________________ Ответ: ___________________________
В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове. Может,(1) я хотел подольше задержаться там,(2) на мирной и тихой Волге,(3) представляя героя книжки,(4) моего сверстника,(5) самим собою? Может,(1) я хотел подольше задержаться там,(2) на мирной и тихой Волге,(3) представляя героя книжки,(4) моего сверстника,(5) самим собою? Ответ: ___________________________ Ответ: ___________________________ В6 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Я ощущал прикосновения человеческих ладоней,(1) видел рыбацкий костёр,(2) чувствовал запах дыма,(3) который доносился с берега,(4) слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер,(5) наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время,(6) и раскрывались безмерные дали,(7) расступались облачные небеса. Я ощущал прикосновения человеческих ладоней,(1) видел рыбацкий костёр,(2) чувствовал запах дыма,(3) который доносился с берега,(4) слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер,(5) наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время,(6) и раскрывались безмерные дали,(7) расступались облачные небеса. Ответ: ___________________________ Ответ: ___________________________
В8 Замените словосочетание «временно закрыта» (предложение 23), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ___________________________ Ответ: ___________________________ В9 Выпишите грамматическую основу предложения 5. В9 Выпишите грамматическую основу предложения 5. Ответ: ___________________________ Ответ: ___________________________ В10 Среди предложений 20–23 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. Ответ: ___________________________ Ответ: ___________________________ В11 Среди предложений 22–24 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения. Ответ: ___________________________ Ответ: ___________________________ В12 Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой. Ответ: ___________________________ Ответ: ___________________________
Сочинение на основе прочитанного текста. По выбору ученика С1 или С2 По выбору ученика С1 или С2 Объем – не менее 70 слов. Объем – не менее 70 слов. Максимальное количество баллов – 7. Максимальное количество баллов – 7.
Требования к сочинению. Понимание смысла фрагмента. Понимание смысла фрагмента. Наличие примеров – аргументов. Наличие примеров – аргументов. Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения. Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения. Композиционная стройность. Композиционная стройность.
С1. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли тире в письменной речи. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли тире в письменной речи. Антон: «На письме без тире обойтись невозможно…» Антон: «На письме без тире обойтись невозможно…» Кирилл: «Зачем нужно это тире? Неужели без него нельзя обойтись? Вот до XV века вообще не было знаков препинания. А сейчас!.. Попробуй разберись, где это тире ставить!» Кирилл: «Зачем нужно это тире? Неужели без него нельзя обойтись? Вот до XV века вообще не было знаков препинания. А сейчас!.. Попробуй разберись, где это тире ставить!» Помогите Антону доказать его точку зрения. Напишите сочинение рассуждение: «Зачем нужно тире?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст А. Лиханова. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции тире. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале или в общекультурном плане. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.
С2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Я вернулся домой, послонялся по комнате, полистал ещё раз свою прочитанную книгу и обнаружил: мне теперь по вечерам совершенно нечем стало заняться…» «Я вернулся домой, послонялся по комнате, полистал ещё раз свою прочитанную книгу и обнаружил: мне теперь по вечерам совершенно нечем стало заняться…» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.