1 ГОУ СОШ 1692, г. Москва, 2011 г. Системно-деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьника
2 Актуальность За последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить - становление личности младшего школьника, -раскрытие его индивидуальных возможностей. Наибольшее распространение получила технология системно-деятельностного подхода обучения».
3 Содержание учебных программ Организация обучения Оценка образователь- ных достижений Результат начального образования Цели образования Деятель- ностный подход
4 «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».
5 – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Деятельностный подход
6 Система дидактических принципов Принцип целостного представления о мире. у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Принцип непрерывности. преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики. Принцип минимакса. школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. Принцип психологической комфортности. снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». Принцип вариативности. предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Принцип творчества (креативности). предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Принцип деятельности. формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.
7 Основные положения технологии деятельностного метода обучения. Процесс обучения есть всегда обучение деятельности. Сам процесс учения должен быть творческим Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
8 Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
9 Сравнительная характеристика объяснительно- иллюстративного и деятельностного метода обучения в организации учебного процесса.
10 Деятельностный подход Средства развития потенциала будущего исследователя моделирование рефлексивный анализ работа в группах работа с вопросами причинно- следственного, прогностического и проектного характера Методы творческого применения знаний и способы деятельности Нетрадиционные формы урока интегрированные деловая игра уроки творчества и др. проблемное изложение частично-поисковые методы эвристическая беседа поисково-исследовательские методы ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
11 У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе; интерес к предмету побуждает к чтению биологической литературы, что расширяет их познания в области данной науки. Преимущества деятельностного подхода