Алгоритм написания эссе на экзамене по обществознанию
Шаг 1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; а) интересна вам; б) вы в целом поняли смысл этого высказывания; б) вы в целом поняли смысл этого высказывания; в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.). в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).
Шаг 2. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами). (скажите то же самое, но своими словами).
Шаг 3. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.
Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д. Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д. Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.). Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.). Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план. Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.
Шаг 4. Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.). Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.). Вступление должно занимать приблизительно 20% от общего объема работы. Вступление должно занимать приблизительно 20% от общего объема работы.
Шаг 5. В основной части эссе изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили. В основной части эссе изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили. Лучше всего это сделать в форме одного или 2-3 тезисов, каждый из которых должен быть подкреплен 2-3 аргументами в виде доказательств или опровержений. Лучше всего это сделать в форме одного или 2-3 тезисов, каждый из которых должен быть подкреплен 2-3 аргументами в виде доказательств или опровержений.
Количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли. Основная часть должна занимать около 60% от общего объема эссе. Количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли. Основная часть должна занимать около 60% от общего объема эссе.
Шаг 5. В заключении должен содержаться вывод (умозаключение) в виде наиболее яркой мысли, подытоживающей, резюмирующей рассуждения. В заключении должен содержаться вывод (умозаключение) в виде наиболее яркой мысли, подытоживающей, резюмирующей рассуждения.
Клише для написания эссе или ПОПС-формула
П - Положение (утверждение) Я считаю, что... О - Объяснение Потому что… П - Пример, иллюстрация Например,... С - Суждение (итоговое) Таким образом,...