Эпитет Эпитет – это образное определение (прилагательное, взятое в переносном значении или несущее в себе авторскую оценку) Н-р, «Испуганные тучи», «лазурное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». Когда волнуется желтеющая нива,
Advertisements

Одиночество и странничество – понятия-символы поэзии М.Ю.Лермонтова. Они выражаются через образы-символы. Зрительные впечатления преобразуются в лирическое.
Подготовка к ЕГЭ М.Ю.Лермонтов Когда волнуется желтеющая нива… 7 класс Анализ поэтического текста.
На севере диком. Стоит одиноко На голой вершине сосна,
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова « Когда волнуется желтеющая нива …». Многочленное сложноподчинённое предложение в поэтической речи.
Роль средств выразительности языка в поэзии М.Ю Лермонтова Исполнитель: Бабина Валерия, ученица 4 класса школы 201 «Согласие»
Юрий Петрович, отец Мария Михайловна, мать Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но.
Пейзажная лирика Лермонтов о родной природе Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» Урок литературы в 5 классе Составила Тарасенко С.И. Муниципальное.
МБОУ «СОШ2» г. Тарко-Сале учитель Дмитриева Т.А..
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ). Вольнолюбивые мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Парус», «Тучи»
Посвящается.... Родюшкина София, 5,5 лет «Горные вершины Спят во тьме ночной.. Тихие долины Полны свежей мглой…»
Преодоление одиночества как трагическая мечта. СОН В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я; Глубокая еще дымилась рана,
Любить…но кого же?... на время – не стоит труда, А вечно любить невозможно… М.Ю.Лермонтов. Тема любви в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.
Учимся анализировать стихотворения Шаталова И.В., МОУ Югыдъягская СОШ.
Презентация к мастер - классу «Выразительные средства языка» урок литературы в 11 классе Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы.
200 лет со дня рождения 14 октября 2014 года. «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые? Да,
Муниципальное общеобразовательное учреждение Кадетская школа г.Барнаула Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Урок литературы,5 класс, УМК Т. Ф.Курдюмовой.
Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива"
Жизнь М.Ю.Лермонтова была короткой, яркой и трагической, может быть, поэтому в его стихах столько боли и обиды. Мать поэта умерла, когда ему не было еще.
Переносное значение слова: это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то.
Транксрипт:

Эпитет Эпитет – это образное определение (прилагательное, взятое в переносном значении или несущее в себе авторскую оценку) Н-р, «Испуганные тучи», «лазурное небо»

Метафора Метафора – это слово или выражение, взятое в переносном значении для образного обозначения другого предмета, явления, действия (на основе сходства). Н-р, «Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой»

Метафора Метафора (от др.-греч. μεταφορά «перенос», «переносное значение») троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким- либо другим на основании их общего признака.

Сравнение Сравнение – это сопоставление предмета с другим предметом (для создания образного представления об этом предмете) Н-р, «Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной»

Олицетворение Олицетворение (вид метафоры) – такой прием, при котором неживые предметы наделяются действиями и свойствами живого существа (оживляются) Н-р, «...Нева всю ночь рвалася к морю против бури, не одолев их буйной дури... и спорить стало ей не в мочь… Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела… и вдруг, как зверь, остервенясь, на город кинулась...

Антитеза Антитеза – противопоставление предметов, явлений (контраст, антонимия) Н-р, «Я царь я раб я червь я Бог!» (Г.Р. Державин)

Оксюморон Оксюморон - соединение в одном словосочетании противоположных по смыслу слов. Н-р, "С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив?" (С. Есенин) «живой труп», «горячий снег»

Инверсия Инверсия – это нарушение порядка слов в предложении (непрямой порядок слов) Н-р, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (Я воздвиг себе нерукотворный памятник)

Гипербола. Литота. Гипербола – художественное преувеличение. Литота – художественное преуменьшение. Н-р, «В сто сорок солнц закат сиял…» Н-р, «Мальчик с пальчик»

Белеет(3) парус(2) одинокий(1) В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

1. Инверсия 2. Эпитеты 3. Антитеза 4. Олицетворение 5. Анафора

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи,... Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала… …Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой! Земля тряслась – как наши груди;…

Когда, росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он,.. (« Когда волнуется желтеющая нива…»)

… Тебе, Казбек, о страж востока, Принес я, странник, свой поклон. Чалмою белою от века Твой лоб наморщенный увит, И гордый ропот человека Твой гордый мир не возмутит… («Спеша на север издалека...»)

Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный. Лилейная рука тебя мне поднесла В знак памяти, в минуту расставанья, И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла, Но светлая слеза – жемчужина страданья («Кинжал»)

Терек воет, дик и злобен, Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, слезы брызгами летят. Но, по степи разбегаясь, Он лукавый принял вид И, приветливо ласкаясь, Морю Каспию журчит… Я родился у Казбека, вскормлен грудью облаков… («Дары Терека»)

Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой… («Из Гете»)

Молча сижу под окошком темницы; Синее небо отсюда мне видно: В небе играют все вольные птицы; Глядя на них, мне и больно и стыдно… В каменный панцирь я ныне закован, Каменный шлем мою голову давит, Щит мой от стрел и меча заколдован, Конь мой бежит, и никто им не правит. («Пленный рыцарь»)

Без вас сказать хочу вам много, При вас я слушать вас хочу,.. Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно… («А.О.Смирновой»)

Как мальчик кудрявый, резва, Нарядна, как бабочка летом; Ей нравиться долго нельзя: Как цепь, ей несносна привычка, Она ускользнет, как змея, Порхнет и умчится, как птичка. («К портрету»)

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную… Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет.

Любил и я в былые годы, В невинности души моей, И бури(2) шумные(1) природы(3), И бури(2) тайные(1) страстей(3). Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг… («Из альбома С.Н.Карамзиной»)

Утес. Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

И железная лопата В каменную грудь, Добывая медь и злато, Врежет страшный путь… Тайно был Казбек огромный Вестью той смущен; И, смутясь, на север темный Взоры кинул он; И туда в недоуменье Смотрит, полный дум…. Грустным взором он окинул Племя гор своих, Шапку на брови надвинул – И навек затих. («Спор»)

В той(1) башне(4) высокой(2) и тесной(3) Царица Тамара жила: Прекрасна, как ангел небесный, Как демон, коварна и зла. («Тамара»)