Рыжкова Надежда Михайловна учитель русского языка и литературы
Объяснить значение понятий: «выразительность речи», «тропы речи»,«фигуры речи»; охарактеризовать изобразительно- выразительные средства русского языка.
Выразительность речи - умение точно, понятно, подробно, а иногда и лаконично, передать информацию, умение выразить собственные чувства, способность оказать на читателя эмоциональное воздействие, создавая образы людей, картины природы, описывая состояние человека.
Тропы речи – это обороты, основанные на употреблении слова или выражения в переносном употреблении ( в переводе с греческого- «поворот, оборот, образ»). К тропам относятся средства лексической выразительности: метафора, метонимия, синекдоха, перифраз, эпитет, гипербола и др. Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается экспрессивность речи - ( в переводе с латинского- «оборот речи, очертание, внешний вид). К фигурам относятся: градация, многосоюзие, бессоюзие, повтор, анафора,и др.
аллитерация ассонанс Выразительные средства фонетики
Аллитерация – прием звуковой выразительности, повторение однородных согласных звуков в тексте, преимущественно поэтическом: Звоны-стоны, перезвоны, Звоны-стоны, перезвоны, Звоны- вздохи, звоны-сны. Звоны- вздохи, звоны-сны. Высоки крутые склоны, Высоки крутые склоны, Крутосклоны зелены. Крутосклоны зелены. ( С. Городецкий)
Ассонанс – прием звуковой выразительности. Повторение однородных гласных звуков: Быстро лечу я по рельсам чугунным Думаю думу свою ( Н.А.Некрасов)
метонимия Лексические средства выразительности сравнение олицетворение аллегория гипербола литота оксюморон синекдоха синекдоха эпитет антономазия перифраза метафора
Эпитет – образное определение предмета или действия: Мы широко по дебрям и лесам перед Европою пригожей расступимся! ( А.Блок) Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений по сходству: Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед! ( М.Цветаева) Метафора – ( гр. – «перенос») – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух параметров или явлений по какому-нибудь признаку: Так и хочется руки сомкнуть над древесными бедрами ив. ( С.Есенин)
Метонимия – это перенос свойств предмета или названия на другой на основании смежности Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита… (А.С.Пушкин) Синекдоха – (греч. –»Соотнесение») – разновидность метонимии, троп, состоящий в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего и наоборот: Черные фраки носились врозь и кучами там и сям. ( Н.Гоголь) Антономазия – ( греч. – «переименование»)- разновидность метонимии – троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного: Мы все глядим в Наполеоны. ( А.С.Пушкин)
Олицетворение – это особый вид метафоры, в котором свойства человека переносятся на неодушевленные предметы: Плачут вербы, шепчут тополя. ( С.Есенин) Аллегория – ( иносказание) – иносказательное выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах: Отцвела моя бедная липа, отзвенел соловьиный рассвет( прошло хорошее время, беззаботность, молодость). ( С. Есенин) Гипербола – ( греч. – «преувеличение»)- это троп, состоящий в преувеличении размеров, количества, силы, красоты и др. описываемого: Буйство глаз и половодье чувств. ( С.Есенин)
Литота – ( греч. – «простота» ) – это образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка… ( А.Грибоедов) Оксюморон– (греч. – « острый, остроумный и глупый, нелепый») – троп, заключающийся в такой игре лексическими значениями, при которой необъединимые, противоречащие понятия объединяются в одно целое: Люблю я пышное природы увяданье… А.С.Пушкин) Перифраза– замена конкретного понятия описательным образным оборотом : … Спокойно спит в тени блаженной забав и роскоши дитя (А.С.Пушкин)
Синтаксические средства выразительности антитеза инверсия градация многосоюзие бессоюзие синтаксический параллелизм анадиплозис эпифора анафора повтор симплока эллипсис
Антитеза– оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (А.С.Пушкин) Инверсия – (греч. –»перемещение, перестановка»)- Это стилистическая фигура, состоящая в намеренном изменении порядка слов: Отговорила роща золотая березовым, веселым языком. (С.Есенин)
Градация–это фигура, заключающаяся в нанизывании однотипных синтаксических единиц, при котором их семантическая или эмоциональная значимость возрастает или убывает: На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская премия… я поднялся не по трем- четырем примощенным ступенькам, но по сотням или даже тысячам их… ( А. Солженицын) Повтор – это общее название ряда стилистических приемов, при которых повторение элемента высказывания служит средством усиления выразительности: И звенят-звенят, звенят-звенят запястья … (М. Цветаева )
Анафора (единоначатие)– повторение одинаковых элементов в начале каждой фразы: Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами… (М.Цветаева) Эпифора ( единоокончание)– повторение последних слов фразы: О, не медли на соседней Колокольне! Быть хочу твоей последней Колокольней ( М.Цветаева) Симплока – это соединение в тексте анафоры и эпифоры: Привычные к степям – глаза, Привычные к слезам – глаза. ( М.Цветаева)
Анадиплосис – это фигура стыка – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении последнего элемента в начале следующей фразы: Память о Вас – тихим домком. Тихий домок- Ваш – под замок. (М.Цветаева) Многосоюзие – это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчеркивания: И для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь (А.С.Пушкин) Бессоюзие– придает стремительность, создает эффект увеличения темпа : Швед, русский- колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, гомон, ржанье, стон, И Смерть, и ад со всех сторон… (А.С.Пушкин)
Эллипсис – это фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста: Скоро – закат, скоро – назад: тебе в детскую, мне – письма читать дерзкие… (М.Цветаева) Синтаксический параллелизм -это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: В лоб целовать – заботу стереть. В лоб целую. В глаза целовать – бессонницу снять. В глаза целую. (М.Цветаева)
Желаем успехов !!!